Фрагмент метопы храма E в Селинунте
Мрамор.
480—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса Фото: И. А. Шурыгин

Фрагмент метопы храма E в Селинунте.

Мрамор.
480—450 гг. до н. э.

Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.

Описание:
Цел­лу хра­ма E в Сели­нун­те укра­ша­ли две­на­дцать метоп, по шесть с каж­дой сто­ро­ны. Из них хоро­шо сох­ра­ни­лись три с восточ­но­го фри­за и две с запад­но­го. Кро­ме них было обна­ру­же­но несколь­ко мра­мор­ных и извест­ня­ко­вых фраг­мен­тов осталь­ных семи метоп. В цен­траль­ных частях фри­зов, веро­ят­но, изо­бра­жа­лись боже­ст­вен­ные пары, а на пери­фе­рии — сце­ны из геро­и­че­ских мифов. Мра­мор­ные фраг­мен­ты при­над­ле­жа­ли жен­ским фигу­рам, точ­нее, их обна­жен­ным частям: голо­вам, рукам, сто­пам. Такая тех­ни­ка, извест­ная как «псев­до­ак­ро­ли­ти­че­ская», была харак­тер­на для гре­че­ской скульп­ту­ры Сици­лии в V в. до н. э. Имен­но так было созда­но, напри­мер, изо­бра­же­ние боги­ни из Мор­ган­ти­ны. Муж­ские фигу­ры и дра­пи­ров­ка жен­ских фигур были выпол­не­ны из извест­ня­ка.

Мра­мор­ные и извест­ня­ко­вые части метоп хра­ма E изготов­ля­лись в раз­ных мастер­ских, о чем свиде­тель­ст­ву­ют раз­ли­чия в тех­ни­ке и сти­ле. Мето­пы, укра­шав­шие фрон­таль­ную часть опи­сто­дро­ма, созда­ва­лись скуль­п­то­ра­ми, тяго­тев­ши­ми к позд­не­ар­ха­и­че­ско­му сти­лю, тогда как мето­пы восточ­ной сто­ро­ны были созда­ны в более совре­мен­ном для того вре­ме­ни суро­вом сти­ле меж­ду 480 и 450 гг. до н. э. Раз­ли­чия меж­ду дву­мя сти­ля­ми ста­но­вят­ся осо­бен­но оче­вид­ны­ми при срав­не­нии мра­мор­ных голов.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2020 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura великая греция magna graecia рельеф селинунт селинунта selinus мрамор голова головы статуя божества божество метопа метопы