Рельефный фриз проскения в театре Диониса в Афинах
II—III вв. н. э.Афины, Акрополь, Театр Диониса Фото: И. А. Шурыгин

Рельефный фриз проскения в театре Диониса в Афинах.

II—III вв. н. э.

Афины, Акрополь, Театр Диониса.

Описание:
Бема Фед­ра — мра­мор­ная плат­фор­ма, создан­ная в III в. н. э.1—2, слу­жив­шая фаса­дом сце­ны афин­ско­го теат­ра Дио­ни­са. Она укра­ше­на неоат­ти­че­ской рим­ской скульп­ту­рой вре­ме­ни Адри­а­на (117—138 гг.) или Анто­ни­нов (138—192 гг.), кото­рая в какое-то вре­мя была разо­бра­на, пере­не­се­на из неиз­вест­но­го места3 и пере­де­ла­на в бему теат­ра афин­ским архон­том Фед­ром4. Фрон­таль­ную часть сце­ны укра­ша­ют четы­ре камен­ных баре­лье­фа, на кото­рых изо­бра­же­ны сюже­ты из жиз­ни Дио­ни­са: 1) рож­де­ние Дио­ни­са; 2) вступ­ле­ние Дио­ни­са в Атти­ку; 3) свя­щен­ный брак Дио­ни­са и Баси­лин­ны; 4) вос­хож­де­ние Дио­ни­са на трон. Эти сце­ны обрам­ле­ны сидя­щи­ми на кор­точ­ках силе­на­ми.

Скульп­ту­ра начи­на­ет­ся со сце­ны, кото­рую мож­но при­нять за рож­де­ние Дио­ни­са. Она состо­ит из четы­рех фигур, начи­ная с напо­ло­ви­ну зад­ра­пи­ро­ван­ной сидя­щей фигу­ры, веро­ят­но, явля­ю­щей­ся Зев­сом, перед кото­рым сто­ит юно­ша с малень­ким ребен­ком на руках, пред­по­ло­жи­тель­но, Гер­мес с мла­ден­цем Дио­ни­сом в момент его вто­ро­го рож­де­ния из бед­ра Зев­са5. Сце­ну обрам­ля­ют две обна­жен­ные муж­ские фигу­ры, каж­дая со щитом в руках — пред­по­ло­жи­тель­но, это кори­бан­ты или куре­ты6. На сле­дую­щей пли­те изо­бра­же­но даро­ва­ние вина, введе­ние куль­та Дио­ни­са в Атти­ке и намек на нача­ло тра­гедии7. Сно­ва четы­ре фигу­ры, читае­мые спра­ва нале­во: моло­дой муж­чи­на в хла­миде и льви­ной шку­ре дела­ет жест напра­во от себя; сра­зу за ним сле­ду­ет фигу­ра, кото­рая по сво­им атри­бу­там — вино­град­ной лозе, лео­пар­до­вой шку­ре и котур­нам — иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся как Дио­нис; меж­ду ним и сосед­ней фигу­рой спра­ва нахо­дит­ся неболь­шой алтарь; послед­няя фигу­ра может быть Ика­ри­ем, соп­ро­вож­дае­мым сво­ей соба­кой Мерой и козой на при­вя­зи. Сле­ва от зри­те­ля изо­бра­же­на жен­щи­на в дра­пи­ров­ке, воз­мож­но, мена­да, ино­гда иден­ти­фи­ци­ру­е­мая как Эри­го­на. На третьей пли­те нахо­дят­ся три фигу­ры, чет­вер­тая была утра­че­на; пред­по­ло­жи­тель­но, это, сле­ва напра­во, Тихе, Дио­нис и Баси­лин­на8. На послед­ней пли­те изо­бра­же­ны, воз­мож­но, сле­ва напра­во, Тихе, Тесей, Баси­лин­на и сидя­щий на троне Дио­нис9.

Судя по тому, как скульп­ту­ры были умень­ше­ны в раз­ме­рах для соот­вет­ст­вия их нынеш­не­му раз­ме­ще­нию, и по хро­но­ло­ги­че­ским при­зна­кам, оче­вид­но, что они были исполь­зо­ва­ны повтор­но. Отно­си­тель­но пер­во­на­чаль­ной дати­ров­ки и место­по­ло­же­ния скульп­тур еди­но­го мне­ния нет, но было выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что, воз­мож­но, они пред­на­зна­ча­лись для фаса­да высо­ких под­мост­ков ске­ны, пост­ро­ен­ной в пер­вой поло­вине вто­ро­го века10.

1—2Travlos, p. 538. Frantz пред­по­ла­га­ет веро­ят­ную дату меж­ду 300 и 345 гг. н. э. Frantz, 1982, p. 38.

3Travlos, p. 538.

4IG II2 5021, его над­пись сох­ра­ни­лась на верх­нем про­ле­те лест­ни­цы, веду­щей от орхе­ст­ры к сцене, она гла­сит: «Для тебя, почи­та­тель свя­щен­ных цере­мо­ний, пост­ро­ил эту пре­крас­ную сце­ну Федр, сын Золия, архонт животво­ря­щих Афин».

5Sturgeon, p. 32.

6Sturgeon, p. 34. Эти два типа часто пута­ют, но они раз­лич­ны.

7Sturgeon, p. 37.

8Sturgeon, p. 38.

9Sturgeon, p. 40.

10Sturgeon, p. 45.

Литература:
Mary C. Sturgeon, The Reliefs on the Theater of Dionysos in Athens, American Journal of Archaeology, Vol. 81, No. 1 (Winter, 1977), pp. 31—53.
Alison Frantz, The Date of the Phaidros Bema in the Theater of Dionysos, Hesperia Supplements, Vol. 20, Studies in Athenian Architecture, Sculpture and Topography. Presented to Homer A. Thompson (1982), pp. 34—39, 194—195.
Margarete Bieber: The History of the Greek and Roman Theater, Princeton, 1961.
A. W. Pickard-Cambridge, The Theatre of Dionysus in Athens, Oxford, 1946.
John Travlos, A Pictorial Dictionary of Ancient Athens, 1980.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
(cc) 2021. Описание: https://en.wikipedia.org/wiki/Bema_of_Phaidros.
© 2021 г. Перевод: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: архитектура architectura скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие рельеф греция graecia афины афинский афинская афинское athenae акрополь акрополе акрополя acropolis akropolis театр диониса горельеф фриз просцений просцениум проскений проскена proscaenium proskenion proscenion proskenium βῆμα бима бема федра помост трибуна платформа