Три Грации
Фреска из Помпей (VI Insula Occidentalis).
30—45 гг.
53,0 × 47,0 см.
Инв. № 9231.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: С. И. Сосновский

Три Грации.

Фреска из Помпей (VI Insula Occidentalis).
30—45 гг.
53,0 × 47,0 см.
Инв. № 9231.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Помпеи, Археологический парк, VI Insula Occidentalis.
Происхождение:
Най­де­на 12 июля 1760 г. в Пом­пе­ях, VI Insula Occidentalis. Точ­ное место­на­хож­де­ние неяс­но, и было пред­ло­же­но несколь­ко воз­мож­ных мест:
• VI. 17. 36. — См. Pagano, M. and Prisciandaro, R., 2006. Studio sulle provenienze degli oggetti rinvenuti negli scavi borbonici del regno di Napoli. Naples: Nicola Longobardi, p. 35. (PAH, 1, 1, 113).
• Рас­коп­ки в Чиви­та 12 июля 1760. — См. Antichità di Ercolano: Tomo Terzo: Le Pitture 3, 1762, p. 57—61, pl. 11.
• VI. 17. 31. — См. Mattusch C., 2008. Pompeii and the Roman Villa. Thames and Hudson, p. 243.
• Мас­се­рия Ира­че (Masseria Irace). — Эта кар­ти­на вме­сте с дву­мя дру­ги­ми была «най­де­на под зем­лей мас­се­рии Ира­че». К июлю 1760 года архео­ло­ги вер­ну­лись во вла­де­ние Ира­че и сня­ли набор из трех пан­но. На одном был миф о Фрик­се и Гел­ле, на дру­гом — сатир, нашед­ший Гер­ма­фро­ди­та или ним­фу, а на третьем — три Гра­ции. Из сосед­не­го сада с колон­на­дой (VII. 6. 3) про­ис­хо­дит мра­мор­ная ста­туя Диа­ны. См. Fiorelli G., 1860. Pompeianarum antiquitatum historia, Vol. 1: 1748—1818, Naples, 1, 113—114, 12—19th July 1760.

Описание:

25. Три гра­ции

30—45 годы н. э.
Фрес­ка. 53,0 × 47,0.
Пом­пеи (VI, Ins. Occ.).
Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, Неа­поль.
Инв. № 9231.

Лите­ра­ту­ра: Sichtermann H. Tre Grazie // Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. 7. Zürich, 1994. P. 203, 204. N 2.

Три гра­ции — Аглая («кра­сота»), Евфро­си­на («радость») и Талия («изоби­лие») — изо­бра­же­ны на откры­том про­стран­стве, в пей­за­же, лишен­ном каких-либо при­род­ных эле­мен­тов, за иск­лю­че­ни­ем ска­лы в пра­вом ниж­нем углу. Соблюдая тра­ди­цию, когда две гра­ции изо­бра­же­ны фрон­таль­но и одна со спи­ны, все лица худож­ник пред­ста­вил в про­филь. У каж­дой есть нечто рас­ти­тель­ное в руках: цве­ты у той, что сле­ва, фрукт — у цен­траль­ной фигу­ры и пучок тра­вы — у той, что спра­ва. Менее пыш­ные тела по срав­не­нию с дру­гим образ­цом того же сюже­та, най­ден­ным в доме Ден­та­ция Пан­те­ры, поз­во­ля­ют дати­ро­вать фрес­ку 30—45 года­ми н. э.

Вале­рия Сам­па­о­ло

Источники:
(сс) 2019 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Выставка «Боги, люди, герои» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 18 апреля — 23 июня 2019 г.).
2019. Текст: музейная табличка.
© 2019 г. Описание: Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей. Каталог выставки / пер. с итал. В. Халпахчьян, М. Талалай. Изд-во Государственного Эрмитажа, СПб, 2019. С. 97, кат. № 25.
2021 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii греческая мифология mythologia graeca харита хариты charites romana грация грации gratia gratiae фрукт фрукты плод плоды frux fruges цветок цветы flos flores цветочный венок из цветов три аглая евфросина талия целомудрие красота любовь aglaea euphrosyne thalia castitas pulchritudo amor обнаженная женщина дом юлия полибия юлий полибий julius polybius vi 17 36 с магазином 31 insula occidentalis ins occ occid массерия ираче masseria irace cività инв № 9231