Ювелирные изделия из Мадита: диадема в форме фронтона, пара серег с дисками и подвесками в виде лодок, кольцо в виде змеи, семь розеток, колье с подвесками, ожерелье из бус и трубок
Золото, серебро.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Инв. № 06.1217.1—13.Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Ювелирные изделия из Мадита: диадема в форме фронтона, пара серег с дисками и подвесками в виде лодок, кольцо в виде змеи, семь розеток, колье с подвесками, ожерелье из бус и трубок.

Золото, серебро.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Инв. № 06.1217.1—13.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Происхождение:
Сооб­ща­ет­ся о про­ис­хож­де­нии из Мади­та в Хер­со­не­се Фра­кий­ском.
Фонд Род­жер­са, 1906 г.

Описание:

Юве­лир­ные изде­лия из Мади­та

Эта груп­па юве­лир­ных изде­лий, при­об­ре­тен­ная Музе­ем Мет­ро­по­ли­тен в 1906 году, счи­та­ет­ся най­ден­ной в гроб­ни­це Мади­та на евро­пей­ской сто­роне Гел­лес­пон­та, напро­тив Абидо­са. Она состо­ит из диа­де­мы, пары серег, двух оже­ре­лий, перст­ня и семи цвет­ков, слу­жив­ших, оче­вид­но, укра­ше­ни­ем голов­но­го убо­ра. В таком набо­ре эти вещи, веро­ят­но, обра­зу­ют, хотя и непол­ный, гар­ни­тур. Дж. Мар­шалл, пред­ста­ви­тель Музея Мет­ро­по­ли­тен, ответ­ст­вен­ный за закуп­ку экс­по­на­тов в Евро­пе, писал 18 июля 1906 года: «Во вре­мя мое­го пре­бы­ва­ния в Мюн­хене, как уже сооб­щал, я пытал­ся запо­лу­чить и дру­гие пред­ме­ты из этой наход­ки и про­сил доста­вить их в Афи­ны; там мне ска­за­ли, что вла­де­лец уехал в Македо­нию и в насто­я­щий момент с ним невоз­мож­но свя­зать­ся». Эти «дру­гие» пред­ме­ты так нико­гда и не были обна­ру­же­ны.

Совер­шен­но оче­вид­но, что цве­ты и серь­ги из это­го набо­ра побы­ва­ли в огне; об этом свиде­тель­ст­ву­ет их слег­ка повреж­ден­ная поверх­ность. Пет­ля на обо­рот­ной сто­роне одной из розе­ток спек­лась с дис­ком серь­ги, нахо­див­шей­ся, по всей види­мо­сти, близ­ко от нее, когда горел погре­баль­ный костер. Посколь­ку ущерб, нане­сен­ный вещам, неве­лик, надо думать, что их либо быст­ро извлек­ли из пла­ме­ни, либо костер поспеш­но пога­си­ли. Сти­ли­сти­че­ски схо­жее с серь­га­ми оже­ре­лье в виде тесь­мы тоже было повреж­де­но огнем. Что же каса­ет­ся сход­ства, то серь­ги по сти­лю так­же близ­ки диа­де­ме.

ЛИТЕРАТУРА:

E. Robinson, Bulletin of the Metropolitan Museum of Art I (1905—1906), pp. 118—120;
G. Becatti, Oreficerie antiche dalle Minoiche alle Barbariche (Rome 1955), p. 197, no. 391, pl. 103;
B. Segall, Zur griechischen Goldschmiedekunst des 4. Jahrhunderts v. Chr. Eine griechische Schmuckgruppe in Schmuckmuseum Pforzheim (Wiesbaden 1966), pp. 22—4, pl. 40;
Higgins in: B. Barr-Sharrar and E. N. Borza (eds), Macedonia and Greece in Late Hellenistic Times (Studies in the History of Art, vol. 10, Washington 1982), p. 142, fig. 4;
N. Yalouris et al., The Search for Alexander: An Exhibition (Boston 1980), NY Suppl., pp. 6—7, nos S11—23.

Дай­ф­ри Уильямс, Джек Огден (1995)

Источники:
(cc) 2021. Фото, текст: The Metropolitan Museum of Art (CC0 1.0).
© 1995 г. Описание: Д. Уильямс, Дж. Огден. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V—IV века до н. э. Каталог выставки / Пер. на рус. яз. Н. К. Жижиной. Науч. редактор перевода Ю. П. Калашник. АО «Славия», СПб, 1995. С. 108.
Ключевые слова: украшения греческая греческое греческий браслет диадема diadema кольцо ожерелье torquis серьга серьги золото золотой золотая золотое золотые серебро из серебра мадита мадит madytos madytus зерновидная подвеска зерновидные подвески с зерновидными подвесками в виде тесьмы ожерелье-тесьма ювелирные изделия форме фронтона пара серег дисками и лодок змеи семь розеток колье бус трубок инв № 06 1217 1 13 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12