Чаша с изображением Одиссея в Подземном царстве. Сторона A: Одиссей, приносящий жертву и слепой прорицатель Тиресий
Серебро.
25 г. до н. э. — 100 г. н. э.
12,5 × 16,3 × 11,4 см.
Инв. № 96.AM.57.Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу

Чаша с изображением Одиссея в Подземном царстве. Сторона A: Одиссей, приносящий жертву и слепой прорицатель Тиресий.

Серебро.
25 г. до н. э. — 100 г. н. э.
12,5 × 16,3 × 11,4 см.
Инв. № 96.AM.57.

Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.

Частная коллекция, США.
Галереи Роял-Афина, Швейцария.
Происхождение:
?—1994 — Phoenix Ancient Art S. A. (Жене­ва, Швей­ца­рия), про­да­на Бар­ба­ре и Лоурен­су Флейш­ма­нам в 1994.
1994—1996 — Бар­ба­ра и Лоуренс Флейш­ман, аме­ри­кан­цы (1925, Нью-Йорк — 1997, Нью-Йорк), про­да­но музею Дж. Пола Гет­ти в 1996.

Описание:
По кру­гу этой дву­руч­ной чаши для питья изо­бра­же­на сце­на из эпи­че­ской поэ­мы Гоме­ра «Одис­сея». Гре­че­ский герой Одис­сей отпра­вил­ся в Под­зем­ное цар­ство за сове­том тени сле­по­го про­ри­ца­те­ля Тире­сия — един­ст­вен­но­го, кто мог поведать ему, как вер­нуть­ся домой на Ита­ку. Одис­сей изо­бра­жен в момент взма­ха мечом, толь­ко что при­нес­шим в жерт­ву бара­на, чтобы при­звать души мерт­вых. Тире­сий и еще одна фигу­ра сидят на ска­лах. На дру­гой сто­роне чаши изо­бра­же­на груп­па бесе­дую­щих муж­чин — семь фигур, все пожи­лые муж­чи­ны в пла­щах, кото­рых мож­но опре­де­лить как фило­со­фов. Руч­ки укра­ше­ны лист­вен­ны­ми узо­ра­ми над обод­ка­ми и в местах креп­ле­ния к кор­пу­су чаш­ки. Нож­ка укра­ше­на ост­рым обод­ком в верх­ней части и поло­сой из вали­ков и ова­ми на под­став­ке.

Рим­ское домаш­нее сереб­ро высо­ко­го каче­ства часто нес­ло изо­бра­же­ния, отно­ся­щи­е­ся к гре­че­ским мифам и лите­ра­ту­ре. Чаш­ки, укра­шен­ные повест­во­ва­тель­ны­ми сюже­та­ми, вдох­нов­ля­ли на дис­кус­сии на изыс­кан­ных зва­ных обедах, где гости мог­ли опо­зна­вать сце­ны и вос­хи­щать­ся вку­сом хозя­ев. Тяже­лые сереб­ря­ные чаши для питья с баре­льеф­ным орна­мен­том были очень попу­ляр­ны в пер­вом веке нашей эры. Такие сосуды дела­лись мето­дом спай­ки меж­ду собой внеш­не­го кор­пу­са, укра­шен­но­го релье­фом, и про­сто­го внут­рен­не­го вкла­ды­ша. Нож­ки и руч­ки изготав­ли­ва­лись отдель­но и при­па­и­ва­лись.


Источники:
(cc) 2021 г. Фото, текст: The J. Paul Getty Museum (CC BY 4.0).
Цифровая фотография предоставлена в рамках Программы открытых данных музея Гетти.
Картинки по запросу аппарат для седации в стоматологии.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca рим римское римский торевтика чеканка римская одиссей одиссея тиресий слепой прорицатель пророк tiresias teiresias чаша мужская одежда обувь жертвоприношение oblatio sacrificium меч ensis перевязь balteus дерево плащ борода бородатый мужчина barba barbatum серебро серебряный сосуд скала скифос кубок skyphos sciphus жертвенное животное жертва hostia victima пояс рельеф загробное подземное царство мертвых загробный подземный мир преисподняя старик старика сидящая сидящий баранья голова барана баран закрытая двуручная с рельефом рельефным украшением одиссей в подземном царстве инв № 96.am.57