Группа Ганимеда: ожерелье с подвесками, пара серег с подвесками в виде Ганимеда с орлом, пара браслетов с бараньими головами, четыре фибулы, кольцо с изумрудом
Золото, горный хрусталь, изумруд.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Инв. № 37.11.8—17.Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Группа Ганимеда: ожерелье с подвесками, пара серег с подвесками в виде Ганимеда с орлом, пара браслетов с бараньими головами, четыре фибулы, кольцо с изумрудом.

Золото, горный хрусталь, изумруд.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Инв. № 37.11.8—17.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Частная коллекция, Германия.
Частная коллекция, Греция.
Происхождение:
Сооб­ща­ет­ся о про­ис­хож­де­нии груп­пы из Фес­са­ло­ник в Македо­нии, неза­дол­го до 1913 г.
1913 — при­об­ре­те­на Э. фон Ган­сом у про­дав­ца М. Рицо­са, Фес­са­ло­ни­ки, Гре­ция;
1919 — при­об­ре­те­на Кур­том В. Бах­ш­ти­цем у фон Ган­са, Франк­фурт, Гер­ма­ния;
1937 — при­об­ре­те­на для Музея Мет­ро­по­ли­тен (фонд Харри­са Бри­сбей­на Дика) у Бах­ш­ти­ца, Нью-Йорк.

Описание:

Груп­па Гани­меда

Счи­та­ет­ся, что эта груп­па юве­лир­ных изде­лий была най­де­на в окрест­но­стях Фес­са­ло­ник, в Македо­нии, неза­дол­го до 1913 г. Сна­ча­ла вещи попа­ли в руки тор­гов­ца по фами­лии Рицос, кото­рый про­дал их Э. фон Ган­су, затем они были пере­да­ны в Гале­рею Бах­ш­тиц, после чего, в 1937 г., при­об­ре­те­ны для Музея Мет­ро­по­ли­тен.

Нью-йорк­ская груп­па состав­ля­ет впе­чат­ля­ю­щий убор — серь­ги, оже­ре­лье, фибу­лы, брас­ле­ты и пер­стень, одна­ко, нель­зя реши­тель­но утвер­ждать, что эти вещи состав­ля­ют ансамбль, так как сти­ли­сти­че­ско­го един­ства в них не наблюда­ет­ся. К этой же груп­пе, по-види­мо­му, отно­сит­ся еще одна пара фибул из кол­лек­ции фон Ган­са, так как подоб­ные фибу­лы мог­ли носить ком­плек­та­ми по шесть штук. Одна из них ныне нахо­дит­ся в Бер­лине, дру­гая — по-преж­не­му хра­нит­ся в семье фон Ганс.

ЛИТЕРАТУРА:

R. Zahn, Amtliche Berichte (Berlin Museums) 35 (1913—14), p. 73;
R. Zahn, Galerie Bacbstitz 2 (1921), pp. 25—27, pls 22—23;
G. M. A. Richter, Bulletin of the Metropolitan Museum of Art 32 (1937), pp. 290—295;
G. Becatti, Oreficerie antiche dalle Minoiche alle Barbariche (Rome 1955), pl. 105;
B. Segall, Zur griechischen Goldschmiedekunst des 4. Jahrhunderts v. Chr. Eine griechische Schmuckgruppe in Schmuckmuseum Pforzheim (Wiesbaden 1966), pl. 45;
N. Yalouris et al., The Search for Alexander: An Exhibition (Boston 1980), NY Suppl., nos S1—10;
Higgins in: B. Barr-Sharrar and E. N. Borza (eds), Macedonia and Greece in Late Hellenistic Times (Studies in the History of Art, vol. 10, Washington 1982), p. 144, fig. 9;
M. Pfrommer, Untersuchungen zur Chronologie früh- und hochhellenistischen Goldschmucks (Tübingen 1990), FK 106.
О дру­гих фибу­лах см. кат. 33.

30. Золо­тое оже­ре­лье с под­вес­ка­ми в виде буко­вых ореш­ков

Пред­по­ло­жи­тель­но про­ис­хо­дит из окрест­но­стей Фес­са­ло­ник.
Око­ло 300 г. до н. э.
Дли­на 33,0 см, высота 2,1 см, дли­на части с под­вес­ка­ми 23,0 см; вес 37,8 г.
Музей Мет­ро­по­ли­тен, 37.11.8; фонд Харри­са Бри­сбей­на Дика, 1937 г.

Оже­ре­лье состо­ит из тесь­мы, сде­лан­ной из трех двой­ных петель­ча­тых цепо­чек, соеди­нен­ных меж­ду собой двой­ным пере­пле­те­ни­ем. Вдоль ниж­не­го края, напо­до­бие бах­ро­мы, рас­по­ла­га­ют­ся под­вес­ки в виде буко­вых ореш­ков. Каж­дая состо­ит из розет­ки и трех­ло­паст­но­го буко­во­го ореш­ка. Из обще­го коли­че­ства под­ве­сок, кото­рых, по всей веро­ят­но­сти, насчи­ты­ва­лось пер­во­на­чаль­но шесть­де­сят шесть, сох­ра­ни­лось пять­де­сят девять. Кон­цы оже­ре­лья оформ­ле­ны в виде листоч­ков плю­ща или ино­го пол­зу­че­го рас­те­ния. Внут­ри окайм­лен­но­го руб­ча­той про­во­ло­кой листоч­ка нахо­дит­ся розет­ка, а на кон­цах — пет­ли из глад­кой про­во­ло­ки. С тесь­мой они соеди­не­ны попе­ре­ч­ны­ми золоты­ми про­во­лоч­ка­ми, ото­гну­ты­ми затем по обе сто­ро­ны вдоль кон­цов оже­ре­лья.

Окон­ча­ни­ям необыч­ной фор­мы нахо­дим ана­ло­гии на двух оже­ре­льях из Мот­то­лы и на экзем­пля­ре, хра­ня­щем­ся ныне в Неа­по­ле. Оже­ре­лья в виде тесь­мы с под­вес­ка­ми в фор­ме буко­вых ореш­ков про­ис­хо­дят из раз­лич­ных реги­о­нов антич­но­го мира: Южной Ита­лии, Малой Азии (кат. 53) и Север­но­го При­чер­но­мо­рья (кат. 106 и 123).

ЛИТЕРАТУРА:

см. с. 74.
Об оже­ре­лье из Мот­то­лы: E. M. De Juliis, Gli ori di Taranto (Milan 1984), no. 151;
M. Pfrommer, Untersuchungen zur Chronologie früh- und hochhellenistischen Goldschmucks (Tübingen 1990), pl. 10, 1.
О неа­по­ли­тан­ском оже­ре­лье: R. Siviero, Gli ori e le ambre del Museo Nazionale di Napoli (Naples 1954), no. 88, p. 33.

Дай­ф­ри Уильямс, Джек Огден (1995)

См. так­же музей­ное опи­са­ние.


Источники:
(cc) 2021. Фото, текст: The Metropolitan Museum of Art (CC0 1.0).
© 1995 г. Описание: Д. Уильямс, Дж. Огден. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V—IV века до н. э. Каталог выставки / Пер. на рус. яз. Н. К. Жижиной. Науч. редактор перевода Ю. П. Калашник. АО «Славия», СПб, 1995. С. 74.
Тепловые пушки в аренду аренда дизельной тепловой пушки.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca богиня артемида артемиды dea artemis ганимед ганимеда ganymede ganymedes catamitus царица омфала omphale украшения греческое греческий браслет диадема diadema кольцо перстень с камнем геммой камень гемма ожерелье torquis серьга серьги фибула застежка fibula золото золотой золотая золотое золотые львиная шкура льва техника штампа и грануляции штамп грануляция гранулы зернь изумруд из изумруда смарагд smaragdus салоники фессалоники thessalonica баранья голова барана баран филигрань филигранью филигранный подвеска подвески витая проволока в виде тесьмы ожерелье-тесьма горный хрусталь похищение орел группа подвесками пара серег орлом браслетов бараньими головами четыре фибулы изумрудом инв № 37 11 8 17 9 10 12 13 14 15 16