Ок. 330—300 гг. до н. э.Инв. № 37.11.8—17.Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Группа Ганимеда: ожерелье с подвесками, пара серег с подвесками в виде Ганимеда с орлом, пара браслетов с бараньими головами, четыре фибулы, кольцо с изумрудом.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
1913 — приобретена Э. фон Гансом у продавца М. Рицоса, Фессалоники, Греция;
1919 — приобретена Куртом В. Бахштицем у фон Ганса, Франкфурт, Германия;
1937 — приобретена для Музея Метрополитен (фонд Харриса Брисбейна Дика) у Бахштица, Нью-Йорк.
Группа Ганимеда
Считается, что эта группа ювелирных изделий была найдена в окрестностях Фессалоник, в Македонии, незадолго до 1913 г. Сначала вещи попали в руки торговца по фамилии Рицос, который продал их Э. фон Гансу, затем они были переданы в Галерею Бахштиц, после чего, в 1937 г., приобретены для Музея Метрополитен.
Нью-йоркская группа составляет впечатляющий убор — серьги, ожерелье, фибулы, браслеты и перстень, однако, нельзя решительно утверждать, что эти вещи составляют ансамбль, так как стилистического единства в них не наблюдается. К этой же группе, по-видимому, относится еще одна пара фибул из коллекции фон Ганса, так как подобные фибулы могли носить комплектами по шесть штук. Одна из них ныне находится в Берлине, другая — по-прежнему хранится в семье фон Ганс.
ЛИТЕРАТУРА:
R. Zahn, Amtliche Berichte (Berlin Museums) 35 (1913—
R. Zahn, Galerie Bacbstitz 2 (1921), pp. 25—
G. M. A. Richter, Bulletin of the Metropolitan Museum of Art 32 (1937), pp. 290—
G. Becatti, Oreficerie antiche dalle Minoiche alle Barbariche (Rome 1955), pl. 105;
B. Segall, Zur griechischen Goldschmiedekunst des 4. Jahrhunderts v. Chr. Eine griechische Schmuckgruppe in Schmuckmuseum Pforzheim (Wiesbaden 1966), pl. 45;
N. Yalouris et al., The Search for Alexander: An Exhibition (Boston 1980), NY Suppl., nos S1—
Higgins in: B. Barr-Sharrar and E. N. Borza (eds), Macedonia and Greece in Late Hellenistic Times (Studies in the History of Art, vol. 10, Washington 1982), p. 144, fig. 9;
M. Pfrommer, Untersuchungen zur Chronologie früh- und hochhellenistischen Goldschmucks (Tübingen 1990), FK 106.
О других фибулах см. кат. 33.
30. Золотое ожерелье с подвесками в виде буковых орешков
Предположительно происходит из окрестностей Фессалоник.
Около 300 г. до н. э.
Длина 33,0 см, высота 2,1 см, длина части с подвесками 23,0 см; вес 37,8 г.
Музей Метрополитен, 37.11.8; фонд Харриса Брисбейна Дика, 1937 г.
Ожерелье состоит из тесьмы, сделанной из трех двойных петельчатых цепочек, соединенных между собой двойным переплетением. Вдоль нижнего края, наподобие бахромы, располагаются подвески в виде буковых орешков. Каждая состоит из розетки и трехлопастного букового орешка. Из общего количества подвесок, которых, по всей вероятности, насчитывалось первоначально шестьдесят шесть, сохранилось пятьдесят девять. Концы ожерелья оформлены в виде листочков плюща или иного ползучего растения. Внутри окаймленного рубчатой проволокой листочка находится розетка, а на концах — петли из гладкой проволоки. С тесьмой они соединены поперечными золотыми проволочками, отогнутыми затем по обе стороны вдоль концов ожерелья.
Окончаниям необычной формы находим аналогии на двух ожерельях из Моттолы и на экземпляре, хранящемся ныне в Неаполе. Ожерелья в виде тесьмы с подвесками в форме буковых орешков происходят из различных регионов античного мира: Южной Италии, Малой Азии (кат. 53) и Северного Причерноморья (кат. 106 и 123).
ЛИТЕРАТУРА:
см. с. 74.
Об ожерелье из Моттолы: E. M. De Juliis, Gli ori di Taranto (Milan 1984), no. 151;
M. Pfrommer, Untersuchungen zur Chronologie früh- und hochhellenistischen Goldschmucks (Tübingen 1990), pl. 10, 1.
О неаполитанском ожерелье: R. Siviero, Gli ori e le ambre del Museo Nazionale di Napoli (Naples 1954), no. 88, p. 33.
См. также музейное описание.
© 1995 г. Описание: Д. Уильямс, Дж. Огден. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V—IV века до н. э. Каталог выставки / Пер. на рус. яз. Н. К. Жижиной. Науч. редактор перевода Ю. П. Калашник. АО «Славия», СПб, 1995. С. 74.