Ок. 550 г. до н. э.Инв. № 99042.Флоренция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Курос (надгробная статуя юноши), т. н. «Аполлон Милани».
Ок. 550 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
Надгробная или вотивная статуя молодого афинского аристократа. Обращают на себя внимание изысканная прическа и диадема из листьев со следами позолоты. Известна как «Аполлон Милани». Луиджи Адриано Милани был основателем и первым директором Археологического музея Флоренции (1854—
Две статуи, получившие названия «Аполлон» и «Аполлино», прочно связал с именем Луиджи Адриано Милани его преемник на посту руководителя музея Антонио Минто, который определил, что именно Милани распознал ценность этих двух греческих мраморов из коллекции Фабрицио Бриганти Беллини в Озимо и приобрел их для музея. Но каким образом эти две статуи оказались в частной коллекции?
Предположительно, два куроса были обнаружены в промежутке между 1656 и 1691 гг. в местечке Монтеторто близ Озимо на месте епископской трапезной. Эта территория была населена еще в Железном веке; в позднереспубликанское время на этом месте была построена римская вилла. Первое упоминание о них относится к 1741 г., когда молодой эрудит Аннибале дельи Аббати Оливьери (1708—
Все эти перемещения статуй не прошли для них бесследно: при попытке похищения они лишились голов. Голова Аполлона впоследствии была возвращена на место, тогда как голова Аполлино, у которого также были отломаны руки, до недавнего времени оставалась спрятанной в коллекции семейства Беллини. Расстроенный Фанчулли писал Оливьери: «Я прекрасно помню, что видел ее много лет назад, и тогда у нее была голова… но теперь ее голова отсутствует; мне рассказали, что ее отломали похитители, когда им пришлось вернуть обе статуи по приказу монсеньора казначея.
Хищные повадки братьев Беллини не укрылись от Фанчулли, который в письме уточнил, что одна статуя была преднамеренно обезглавлена, намекая на то, что, не получив статую, они завладели хотя бы ее головой, отделив ее от туловища. Шли годы, а Стефано Беллини и его брат Убальдо продолжали разыскивать статуи, чтобы пополнить ими свою коллекцию. Об отношении братьев к коллекционированию красноречиво свидетельствуют слова каноника и ученого Аугусто Вернареччи о наследии города Фоссомброне: «фатальные последствия для монументов Фоссомброне имели действия епископа Фоссомброне монсеньора Стефано Беллини из Озимо в 1799—
В 1806 г. кардинал Гвидо Кастильоне, получив очередную просьбу братьев, которых не покидало страстное желание обладать статуями, попросил графа Пьетро Алети предоставить отчет о скульптуре. Граф не постеснялся в выражениях: «Я не рискнул бы предоставить им статуи даже на короткий срок. Сменив владельца, статуи затем сменят местонахождение и будут потеряны для Озимо». Граф выразил надежду, что статуи будут переданы городу и станут иллюстрацией его истории и древности. Продажа скульптуры братьям вновь не состоялась, и Убальдо Беллини в своем раздраженном ответе указал на ее ничтожное значение для истории города: «…но какую ценность для нашего города может иметь этот мрамор, найденный в деревенской местности, если мы даже не знаем, что он собой представляет». И далее обратите внимание на число статуй! «Статуя всего одна, а не две. Разве может быть назван статуей Аполлино, являющийся лишь обломком без головы, без рук и без ног?».
Кардинал Кастильоне оказался не таким стойким, как его предшественник Кальканьини и предположительно в 1808 г. продал статуи братьям Беллини, которые переместили их в свой семейный дворец, расположенный напротив епископского. В 1901 г. Озимо лишился обоих куросов: Луиджи Адриано Милани, мгновенно оценивший их древность и ценность, приобрел их у наследников братьев Беллини за 3200 лир и перевез во Флоренцию. Так через сто лет сбылись опасения графа Алети.