Курос (надгробная статуя юноши), т. н. «Аполлон Милани»
Паросский мрамор. Аттическая работа.
Ок. 550 г. до н. э.
Инв. № 99042.Флоренция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Курос (надгробная статуя юноши), т. н. «Аполлон Милани».

Паросский мрамор. Аттическая работа.
Ок. 550 г. до н. э.
Инв. № 99042.

Флоренция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
При­об­ре­тен Л. А. Мила­ни в Ози­мо в 1902 г.

Описание:
Курос (юно­ша), атти­че­ская мра­мор­ная ста­туя ок. 550 г. до н. э.

Над­гроб­ная или вотив­ная ста­туя моло­до­го афин­ско­го ари­сто­кра­та. Обра­ща­ют на себя вни­ма­ние изыс­кан­ная при­чес­ка и диа­де­ма из листьев со следа­ми позо­лоты. Извест­на как «Апол­лон Мила­ни». Луи­джи Адри­а­но Мила­ни был осно­ва­те­лем и пер­вым дирек­то­ром Архео­ло­ги­че­ско­го музея Фло­рен­ции (1854—1914).

Две ста­туи, полу­чив­шие наз­ва­ния «Апол­лон» и «Апол­ли­но», проч­но свя­зал с име­нем Луи­джи Адри­а­но Мила­ни его пре­ем­ник на посту руко­во­ди­те­ля музея Анто­нио Мин­то, кото­рый опре­де­лил, что имен­но Мила­ни рас­по­знал цен­ность этих двух гре­че­ских мра­мо­ров из кол­лек­ции Фаб­ри­цио Бри­ган­ти Бел­ли­ни в Ози­мо и при­об­рел их для музея. Но каким обра­зом эти две ста­туи ока­за­лись в част­ной кол­лек­ции?

Пред­по­ло­жи­тель­но, два куро­са были обна­ру­же­ны в про­ме­жут­ке меж­ду 1656 и 1691 гг. в местеч­ке Мон­те­тор­то близ Ози­мо на месте епи­скоп­ской тра­пез­ной. Эта терри­то­рия была насе­ле­на еще в Желез­ном веке; в позд­не­рес­пуб­ли­кан­ское вре­мя на этом месте была пост­ро­е­на рим­ская вил­ла. Пер­вое упо­ми­на­ние о них отно­сит­ся к 1741 г., когда моло­дой эрудит Анни­ба­ле дельи Абба­ти Оли­вье­ри (1708—1789), посе­тив­ший сво­его дру­га епи­ско­па Ози­мо мон­се­ньо­ра Пом­пео Ком­па­ньо­ни, обна­ру­жил их в гале­рее сада епи­скоп­ско­го двор­ца. Он сра­зу понял, что перед ним пред­ме­ты необы­чай­ной древ­но­сти, сво­и­ми застыв­ши­ми поза­ми напо­ми­нав­шие еги­пет­ские ста­туи. Вско­ре он поки­нул Ози­мо, но две ста­туи юно­шей надол­го оста­лись в его памя­ти. Спу­стя сорок лет, уже будучи при­знан­ным уче­ным, он попы­тал­ся най­ти какие-нибудь сведе­ния о них и обра­тил­ся к Луке Фан­чул­ли (1728—1804), тео­ло­гу и кано­ни­ку кафед­раль­но­го собо­ра Ози­мо, с прось­бой сооб­щить все, что ему было извест­но о ста­ту­ях и зари­со­вать их. Полу­чив пись­мо от извест­ней­ше­го уче­но­го и меце­на­та из Пеза­ро, Фан­чул­ли, долж­но быть, почув­ст­во­вал дрожь в коле­нях. Дело в том, что ста­туи бес­след­но исчез­ли. Свя­щен­ник стал рас­спра­ши­вать окру­жаю­щих и обсле­до­вал все погре­ба и кла­до­вые епи­скоп­ско­го двор­ца. В кон­це кон­цов, как сле­ду­ет из его пись­ма, он обна­ру­жил «облом­ки ука­зан­ных ста­туй в поме­ще­нии, кото­рое с трудом уда­лось открыть». Фан­чул­ли «очи­стил их от пыли и вся­кой про­чей гря­зи». Он попы­тал­ся уста­но­вить, как эти пре­крас­ные про­из­веде­ния ока­за­лись в этом месте и в таком состо­я­нии. Ему уда­лось выяс­нить, что их пытал­ся пере­ме­стить в кафед­раль­ный собор кано­ник это­го собо­ра. Сго­во­рив­шись с вика­ри­ем, он в ноч­ное вре­мя завер­нул их в ткань и на двух носил­ках тай­но пере­нес в кафед­раль­ный собор. Одна­ко впо­след­ст­вии, когда он сооб­щил об этом мон­се­ньо­ру каз­на­чею, тот рас­по­рядил­ся вер­нуть их в епи­скоп­ский дво­рец, наот­рез отка­зав­шись оста­вить их в атрии Семи­на­рии. Глав­ным подо­зре­вае­мым в этой аван­тю­ре явля­ет­ся Сте­фа­но Бел­ли­ни, в то вре­мя рек­тор Семи­на­рии, рас­по­ла­гав­шей­ся в палац­цо Кам­па­на. Эта ини­ци­а­ти­ва кано­ни­ка была рас­це­не­на как подо­зри­тель­ная. Для того чтобы пред­от­вра­тить в буду­щем подоб­ные экс­цес­сы со сто­ро­ны Бел­ли­ни, кото­рый, про­дол­жая испы­ты­вать страст­ное жела­ние обла­дать ста­ту­я­ми и поль­зу­ясь бла­го­склон­но­стью Его Высо­ко­прео­свя­щен­ства, несколь­ко раз обра­щал­ся к нему с прось­ба­ми отдать ему их, ста­туи спря­та­ли так, чтобы он не мог узнать, где они нахо­дят­ся. Види­мо, бла­го­склон­ность ново­го епи­ско­па Гвидо Каль­ка­ньи­ни была не столь уж вели­ка, если он при­ка­зал убрать ста­туи в тай­ную ком­на­ту, где их с боль­шим трудом спу­стя мно­го лет обна­ру­жил Фан­чул­ли.

Все эти пере­ме­ще­ния ста­туй не про­шли для них бес­след­но: при попыт­ке похи­ще­ния они лиши­лись голов. Голо­ва Апол­ло­на впо­след­ст­вии была воз­вра­ще­на на место, тогда как голо­ва Апол­ли­но, у кото­ро­го так­же были отло­ма­ны руки, до недав­не­го вре­ме­ни оста­ва­лась спря­тан­ной в кол­лек­ции семей­ства Бел­ли­ни. Рас­стро­ен­ный Фан­чул­ли писал Оли­вье­ри: «Я пре­крас­но пом­ню, что видел ее мно­го лет назад, и тогда у нее была голо­ва… но теперь ее голо­ва отсут­ст­ву­ет; мне рас­ска­за­ли, что ее отло­ма­ли похи­ти­те­ли, когда им при­шлось вер­нуть обе ста­туи по при­ка­зу мон­се­ньо­ра каз­на­чея.

Хищ­ные повад­ки бра­тьев Бел­ли­ни не укры­лись от Фан­чул­ли, кото­рый в пись­ме уточ­нил, что одна ста­туя была пред­на­ме­рен­но обез­глав­ле­на, наме­кая на то, что, не полу­чив ста­тую, они завла­де­ли хотя бы ее голо­вой, отде­лив ее от туло­ви­ща. Шли годы, а Сте­фа­но Бел­ли­ни и его брат Убаль­до про­дол­жа­ли разыс­ки­вать ста­туи, чтобы попол­нить ими свою кол­лек­цию. Об отно­ше­нии бра­тьев к кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­нию крас­но­ре­чи­во свиде­тель­ст­ву­ют сло­ва кано­ни­ка и уче­но­го Аугу­сто Вер­на­реч­чи о наследии горо­да Фос­сомброне: «фаталь­ные послед­ст­вия для мону­мен­тов Фос­сомброне име­ли дей­ст­вия епи­ско­па Фос­сомброне мон­се­ньо­ра Сте­фа­но Бел­ли­ни из Ози­мо в 1799—1808 годы: его брат Луи­джи (Убаль­до), страст­ный тор­го­вец анти­ква­ри­а­том, забрал в семей­ный музей все луч­шее, что было най­де­но в Фос­сомброне в те годы» (А. Вер­на­реч­чи. Фос­сомброне с древ­них вре­мен до наших дней).

В 1806 г. кар­ди­нал Гвидо Касти­льоне, полу­чив оче­ред­ную прось­бу бра­тьев, кото­рых не покида­ло страст­ное жела­ние обла­дать ста­ту­я­ми, попро­сил гра­фа Пьет­ро Але­ти пре­до­ста­вить отчет о скульп­ту­ре. Граф не постес­нял­ся в выра­же­ни­ях: «Я не риск­нул бы пре­до­ста­вить им ста­туи даже на корот­кий срок. Сме­нив вла­дель­ца, ста­туи затем сме­нят место­на­хож­де­ние и будут поте­ря­ны для Ози­мо». Граф выра­зил надеж­ду, что ста­туи будут пере­да­ны горо­ду и ста­нут иллю­ст­ра­ци­ей его исто­рии и древ­но­сти. Про­да­жа скульп­ту­ры бра­тьям вновь не состо­я­лась, и Убаль­до Бел­ли­ни в сво­ем раз­дра­жен­ном отве­те ука­зал на ее ничтож­ное зна­че­ние для исто­рии горо­да: «…но какую цен­ность для наше­го горо­да может иметь этот мра­мор, най­ден­ный в дере­вен­ской мест­но­сти, если мы даже не зна­ем, что он собой пред­став­ля­ет». И далее обра­ти­те вни­ма­ние на чис­ло ста­туй! «Ста­туя все­го одна, а не две. Раз­ве может быть назван ста­ту­ей Апол­ли­но, явля­ю­щий­ся лишь облом­ком без голо­вы, без рук и без ног?».

Кар­ди­нал Касти­льоне ока­зал­ся не таким стой­ким, как его пред­ше­ст­вен­ник Каль­ка­ньи­ни и пред­по­ло­жи­тель­но в 1808 г. про­дал ста­туи бра­тьям Бел­ли­ни, кото­рые пере­ме­сти­ли их в свой семей­ный дво­рец, рас­по­ло­жен­ный напро­тив епи­скоп­ско­го. В 1901 г. Ози­мо лишил­ся обо­их куро­сов: Луи­джи Адри­а­но Мила­ни, мгно­вен­но оце­нив­ший их древ­ность и цен­ность, при­об­рел их у наслед­ни­ков бра­тьев Бел­ли­ни за 3200 лир и пере­вез во Фло­рен­цию. Так через сто лет сбы­лись опа­се­ния гра­фа Але­ти.

По мате­ри­а­лам Архео­ло­ги­че­ско­го музея Фло­рен­ции

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2021 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus скульптура скульптурный sculptura греческий греческое греческие погребальная погребальный погребальные статуя statua statuae обнаженная стоящая паросский мрамор диадема diadema курос куроса kouros архаическая улыбка мужская прическа обнаженный мужчина надгробная юноши юноша милани инв № 99042