Ваза Франсуа: сторона AB, со сценами свадьбы Пелея; процессия богов (Зевс и Гера)
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Инв. № 4209.Флоренция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Ваза Франсуа: сторона AB, со сценами свадьбы Пелея; процессия богов (Зевс и Гера).

Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Инв. № 4209.

Флоренция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Кра­тер создан в Афи­нах ок. 565 г. до н. э. Най­ден Алес­сан­дро Фран­с­уа, архео­ло­гом на служ­бе у гра­фа Тос­кан­ско­го Лео­поль­да II, в Кью­зи в 1844-45 гг. в гроб­ни­це этрус­ской прин­цес­сы нек­ро­по­ля Фон­те­ро­тел­ла.

Описание:
На сто­роне AB туло­ва кра­те­ра изо­бра­же­на про­цес­сия богов на свадь­бе Пелея и Фети­ды.

В пра­вой части сним­ка нахо­дят­ся фигу­ры трех Ор (Horai) (по дру­гой вер­сии — трех Мойр) в длин­ных пеп­ло­сах и одной общей накид­ке. Они шест­ву­ют за Дио­ни­сом, несу­щим амфо­ру на пле­че (соглас­но Гоме­ру, золотую амфо­ру, создан­ную Гефе­стом, Дио­нис пре­под­нес в дар Фети­де; впо­след­ст­вии в нее был поме­щен пепел от тел Ахил­ла и Патрок­ла — Hom. Il. 23. 83—92; Hom. Od. 24. 73 ff). Пеп­лос Оры на зад­нем плане укра­шен изо­бра­же­ни­я­ми колес­ниц, зве­рей и про­чи­ми фигу­ра­ми. За эти­ми боже­ства­ми сле­ду­ют несколь­ко колес­ниц в соп­ро­вож­де­нии пеших фигур.

В цен­тре сним­ка изо­бра­же­на колес­ни­ца Зев­са и Геры. Голо­вы запря­жен­ных в нее четы­рех лоша­дей (три воро­ные и одна белая) укра­ше­ны высо­ки­ми узла­ми из пуч­ков волос гри­вы. Зевс дер­жит в руках мол­нию, кнут и пово­дья. Он одет в длин­ный белый пеп­лос и накид­ку. Сто­я­щая рядом с ним Гера оде­та в пеп­лос, обтя­ги­ваю­щий ее фигу­ру, и накид­ку, кото­рую она при­дер­жи­ва­ет левой рукой. Их колес­ни­цу соп­ро­вож­да­ют пер­вые две из девя­ти Муз. Кал­лио­па сто­ит лицом к зри­те­лю и игра­ет на флей­те Пана (syrinx). Ура­ния сто­ит, под­няв левую руку. Она оде­та в обтя­ги­ваю­щий пеп­лос, воло­сы собра­ны в пучок. Перед лошадь­ми рас­по­ло­же­на вер­ти­каль­ная над­пись ERGOTIMOSMEPOIESEN (Эрго­тим гон­чар).

На место сле­дую­щих двух колес­ниц при­хо­дит­ся руч­ка кра­те­ра, поэто­му вид­ны толь­ко лоша­ди. Еду­щие на этих колес­ни­цах фигу­ры не изо­бра­же­ны, одна­ко под­пи­са­ны как Посей­дон с Амфи­т­ри­той и Арес с Афро­ди­той. Колес­ни­цу Посей­до­на соп­ро­вож­да­ют музы Мель­по­ме­на, Клио, Эвтер­па и Талия. Рядом с колес­ни­цей Аре­са шест­ву­ют Сте­си­хо­ра (Тер­пси­хо­ра?), Эра­то и Поли­гим­ния. Музы оде­ты в деко­ри­ро­ван­ные пеп­ло­сы и накид­ки.


Источники:
© 2019 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Газосмесительный узел комплексы динамические газосмесительные.
Ключевые слова: керамика глина терракота греция grecia graecia hellas аттика аттический аттическая attika attica из афин афины афинский афинская техника в технике чернофигурный чернофигурная кратер krater сrater волютный с волютами волюта волюты греческая мифология mythologia graeca амфитрита amphitrite бог арес арей ареса арея deus ares афродита aphrodite богиня гера геры dea hera дионис dionysus зевс зевса zeus муза музы каллиопа каллиопы musa calliope клио клия clio мельпомена мельпомены musae ора оры гора горы хора хоры сезон сезоны время года времена hora horae полигимния полигимнии полимния полимнии polyhymnia талия талии фалия фалии thalia терпсихора терпсихоры эвтерпа эвтерпы евтерпа евтерпы эрато erato женская одежда мужская колесница currus квадрига quadriga quadrigae многоствольная флейта сиринга сиринкс свирель пана сиринге флейте свирели syrinx процессия шествие processio pompa свадебная свадебное ваза франсуа клития алессандро alessandro françois гончар эрготим ergotimos ergotimus инв № 4209