Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Выс. 3,7 м, шир. 2,95—3,00 м.Инв. № 6002.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе».
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Выс. 3,7 м, шир. 2,95—3,00 м.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Группа была высечена из одного мраморного блока. Была обнаружена разломанной на части. Собрана из множества фрагментов, недостающие части восстановлены в мраморе разных сортов, включая античные. Реставрации XVI, XVII и XVIII веков.
Бык Фарнезе: оригинал и копия
Скульптурная группа украшала двор юго-восточной палестры Терм, возведенных в 212—
Хронологический аспект данной работы служил предметом оживленных дискуссий. Некоторые исследователи считали, что она может быть идентифицирована как группа, упомянутая Плинием Старшим (Nat. Hist. XXXVI, 33), стоявшая в садах Азиния Поллиона в Риме. Плиний утверждал, что работа была исполнена двумя скульпторами, Аполлонием и Тауриском из Тралл, работавшими в Риме. Если это действительно так, то группа является греческим оригиналом, датируемым 160—
Копия датируется либо концом II — началом III века н. э., либо серединой I в. н. э.; стилистический анализ делает более вероятным первый вариант. Небольшие завитки на гриве быка, глубоко проработанные буравом, и заостренные складки одеяний Антиопы и Дирки характерны для эпохи Северов.
Как и оригинал, изготовленный, согласно Плинию, ex eodem lapide, копия была выполнена из единого блока мрамора.
Миф
Скульптурная группа представляет эпизод мифа о наказании Дирки. Этот миф был изложен Эврипидом в трагедии «Антиопа», которая была переведена на латинский язык драматургом Пакувием. Изображения этого мифа встречаются на фресках, вазах, мозаиках, монетах и урнах для праха.
Дирка жестоко обращалась с Антиопой, за что была наказана сыновьями Антиопы — Зетом и Амфионом, которые привязали ее к рогам дикого быка. Это произошло в Беотии на горе Киферон, посвященной богу Дионису.
Буколическая фигура юного пастуха, а также фигуры зверей и природный ландшафт, изображенные в нижнем регистре группы, указывает на то, что сцена разворачивается в лесу. Cista mystica, змея, виноградные гроздья, козлиная шкура и сломанный тирс являются атрибутами культа Диониса. Лира принадлежит Амфиону, который игрой на ней и своим пением воздвиг стены вокруг Фив. Жестокие мучения, которым была подвергнута Дирка, типичны для дионисийской темы.
Месторасположение статуи в Термах
Бык Фарнезе относится к числу тех немногих статуй, чье расположение в термах Каракаллы точно установлено. В 1575 г. Стефано Дюперак, изобразивший на своей гравюре руины юго-восточной палестры, утверждал, что на этом месте были обнаружены «превосходные фрагменты статуй людей и животных, которые в древности составляли единый ансамбль», и что все они были выставлены в палаццо Фарнезе. Украшения, присутствовавшие на всех четырех сторонах основания группы, указывали на то, что зритель мог обойти ее вокруг. Вид спереди поражает своим драматизмом, однако с других точек внутренний динамизм отдельных фигур проявляется более эффектно.
Из этого следует, что группа скорее всего была установлена в центре двора палестры, что позволяло посетителям Терм наслаждаться ее видами, открывавшимися с разных мест, а также рассматривать ее вблизи. Они могли даже обозревать скульптуру с верхних террас, расположенных по кругу двора наподобие балконов.
В процессе демонтажа группы в 1900—
Если эта потрясающая гипотеза верна, то из нее следует, что скульптурная группа могла быть установлена в огромной чаше, в которую изливалась вода, а животные, изображенные рельефом на основании вокруг всей группы, создавали картину водопоя.
От раскопок до переезда в Неаполь
Как и прочие скульптуры в этом зале, данная группа, изображающая сцену мучительной казни Дирки, была обнаружена в ходе раскопок в термах Каракаллы, предпринятых папой Павлом III Фарнезе.
Группа была найдена во фрагментированном состоянии, поэтому сочли, что она изображает Геркулеса, укрощающего Критского быка. Группа была перевезена в палаццо Фарнезе и установлена в центре двора, обращенного к Тибру. Именно на этом месте была выполнена ее первая реставрация.
После смерти Павла III от грандиозного проекта Микеланджело по превращению этой скульптуры в фонтан отказались. Бык Фарнезе был оставлен стоять под навесом, где ранее были сложены его фрагменты, до 1788 г., когда он был перевезен в Неаполь.
Перевозку осуществили по морю до Мергеллины, а оттуда по суше в новую общественную виллу в Кьяйе, построенную Карло Ванвителли. После реставрации группу выставили на всеобщее обозрение в конце главной улицы на высоком подиуме в центре небольшого залива.
В 1826 г. после яростных протестов образованных классов, считавших место установки статуи недопустимым, скульптуру переместили в музей, а на ее прежнем месте установили античную гранитную ванну, известную как «Утиный фонтан». За многие годы нахождения на открытом воздухе Бык Фарнезе сильно пострадал, и в середине XIX в. потребовалась еще одна его реставрация.
История реставрационных работ
Первую реставрацию группы выполнили в 1579 г. Гульельмо делла Порта и Джованни Баттиста Бьянки. Исходя из собственных представлений и догадок, они реконструировали фигуры из фрагментов и восполнили недостающие части, для чего во многих случаях использовали античный мрамор. Их работа была запечатлена на гравюрах. Плоды их трудов сильно пострадали при перемещении группы из Рима в Неаполь, после чего потребовалась повторная реставрация, которую выполнил в конце XVIII в. Анджело Брунелли. Еще раз скульптура получила повреждения, находясь в Кьяйе, и была вновь реставрирована в 1808 г. Андреа Кали.
После перемещения в музей было обнаружено, что некоторые части скульптуры пришли в угрожающее состояние, вероятно, вызванное сменой микроклимата. Это потребовало изготовления новых вставок, которые были созданы и установлены скульптором Анджело Солари.
Данные: музейные информационные материалы.
© 2021 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.