Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе»
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Выс. 3,7 м, шир. 2,95—3,00 м.
Инв. № 6002.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе».

Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Выс. 3,7 м, шир. 2,95—3,00 м.
Инв. № 6002.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Фарнезе.
Рим, Термы Каракаллы.
Описание:
Работа скуль­п­то­ра нача­ла эпо­хи Севе­ров.

Груп­па была высе­че­на из одно­го мра­мор­но­го бло­ка. Была обна­ру­же­на раз­ло­ман­ной на части. Собра­на из мно­же­ства фраг­мен­тов, недо­стаю­щие части вос­ста­нов­ле­ны в мра­мо­ре раз­ных сор­тов, вклю­чая антич­ные. Рестав­ра­ции XVI, XVII и XVIII веков.

Бык Фар­не­зе: ори­ги­нал и копия

Скульп­тур­ная груп­па укра­ша­ла двор юго-восточ­ной пале­ст­ры Терм, воз­веден­ных в 212—216 годах н. э.

Хро­но­ло­ги­че­ский аспект дан­ной работы слу­жил пред­ме­том ожив­лен­ных дис­кус­сий. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ли, что она может быть иден­ти­фи­ци­ро­ва­на как груп­па, упо­мя­ну­тая Пли­ни­ем Стар­шим (Nat. Hist. XXXVI, 33), сто­яв­шая в садах Ази­ния Пол­ли­о­на в Риме. Пли­ний утвер­ждал, что работа была испол­не­на дву­мя скуль­п­то­ра­ми, Апол­ло­ни­ем и Тау­ри­ском из Тралл, работав­ши­ми в Риме. Если это дей­ст­ви­тель­но так, то груп­па явля­ет­ся гре­че­ским ори­ги­на­лом, дати­ру­е­мым 160—50 гг. н. э. Одна­ко более убеди­тель­ной явля­ет­ся тео­рия, соглас­но кото­рой это была копия Родос­ской скульп­тур­ной груп­пы. Фигу­ры Антио­пы, маль­чи­ка и диких зве­рей были добав­ле­ны рим­ским копи­и­стом.

Копия дати­ру­ет­ся либо кон­цом II — нача­лом III века н. э., либо середи­ной I в. н. э.; сти­ли­сти­че­ский ана­лиз дела­ет более веро­ят­ным пер­вый вари­ант. Неболь­шие завит­ки на гри­ве быка, глу­бо­ко про­ра­ботан­ные бура­вом, и заост­рен­ные склад­ки оде­я­ний Антио­пы и Дир­ки харак­тер­ны для эпо­хи Севе­ров.

Как и ори­ги­нал, изготов­лен­ный, соглас­но Пли­нию, ex eodem lapide, копия была выпол­не­на из еди­но­го бло­ка мра­мо­ра.

Миф

Скульп­тур­ная груп­па пред­став­ля­ет эпи­зод мифа о нака­за­нии Дир­ки. Этот миф был изло­жен Эври­пидом в тра­гедии «Антио­па», кото­рая была пере­веде­на на латин­ский язык дра­ма­тур­гом Паку­ви­ем. Изо­бра­же­ния это­го мифа встре­ча­ют­ся на фрес­ках, вазах, моза­и­ках, моне­тах и урнах для пра­ха.

Дир­ка жесто­ко обра­ща­лась с Антио­пой, за что была нака­за­на сыно­вья­ми Антио­пы — Зетом и Амфи­о­ном, кото­рые при­вя­за­ли ее к рогам дико­го быка. Это про­изо­шло в Бео­тии на горе Кифе­рон, посвя­щен­ной богу Дио­ни­су.

Буко­ли­че­ская фигу­ра юно­го пас­ту­ха, а так­же фигу­ры зве­рей и при­род­ный ланд­шафт, изо­бра­жен­ные в ниж­нем реги­ст­ре груп­пы, ука­зы­ва­ет на то, что сце­на раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в лесу. Cista mystica, змея, вино­град­ные гроз­дья, коз­ли­ная шку­ра и сло­ман­ный тирс явля­ют­ся атри­бу­та­ми куль­та Дио­ни­са. Лира при­над­ле­жит Амфи­о­ну, кото­рый игрой на ней и сво­им пени­ем воз­двиг сте­ны вокруг Фив. Жесто­кие муче­ния, кото­рым была под­верг­ну­та Дир­ка, типич­ны для дио­ни­сий­ской темы.

Место­рас­по­ло­же­ние ста­туи в Тер­мах

Бык Фар­не­зе отно­сит­ся к чис­лу тех немно­гих ста­туй, чье рас­по­ло­же­ние в тер­мах Кара­кал­лы точ­но уста­нов­ле­но. В 1575 г. Сте­фа­но Дюпе­рак, изо­бра­зив­ший на сво­ей гра­вю­ре руи­ны юго-восточ­ной пале­ст­ры, утвер­ждал, что на этом месте были обна­ру­же­ны «пре­вос­ход­ные фраг­мен­ты ста­туй людей и живот­ных, кото­рые в древ­но­сти состав­ля­ли еди­ный ансамбль», и что все они были выстав­ле­ны в палац­цо Фар­не­зе. Укра­ше­ния, при­сут­ст­во­вав­шие на всех четы­рех сто­ро­нах осно­ва­ния груп­пы, ука­зы­ва­ли на то, что зри­тель мог обой­ти ее вокруг. Вид спе­ре­ди пора­жа­ет сво­им дра­ма­тиз­мом, одна­ко с дру­гих точек внут­рен­ний дина­мизм отдель­ных фигур про­яв­ля­ет­ся более эффект­но.

Из это­го сле­ду­ет, что груп­па ско­рее все­го была уста­нов­ле­на в цен­тре дво­ра пале­ст­ры, что поз­во­ля­ло посе­ти­те­лям Терм наслаж­дать­ся ее вида­ми, откры­вав­ши­ми­ся с раз­ных мест, а так­же рас­смат­ри­вать ее вбли­зи. Они мог­ли даже обо­зре­вать скульп­ту­ру с верх­них террас, рас­по­ло­жен­ных по кру­гу дво­ра напо­до­бие бал­ко­нов.

В про­цес­се демон­та­жа груп­пы в 1900—1991 годах внут­ри была обна­ру­же­на полость, что поз­во­ли­ло пред­по­ло­жить, что изна­чаль­но скульп­ту­ра исполь­зо­ва­лась в каче­стве фон­та­на. Эта полость была созда­на в антич­ное вре­мя и сооб­ща­лась с отвер­сти­ем в самой верх­ней точ­ке осно­ва­ния Быка. Веро­ят­но, вода посту­па­ла к ска­ли­сто­му релье­фу осно­ва­ния по свин­цо­вой тру­бе и, сте­кая вниз, созда­ва­ла поток, отде­ляв­ший Антио­пу от осталь­ных фигур.

Если эта потря­саю­щая гипо­те­за вер­на, то из нее сле­ду­ет, что скульп­тур­ная груп­па мог­ла быть уста­нов­ле­на в огром­ной чаше, в кото­рую изли­ва­лась вода, а живот­ные, изо­бра­жен­ные релье­фом на осно­ва­нии вокруг всей груп­пы, созда­ва­ли кар­ти­ну водо­поя.

От рас­ко­пок до пере­езда в Неа­поль

Как и про­чие скульп­ту­ры в этом зале, дан­ная груп­па, изо­бра­жаю­щая сце­ну мучи­тель­ной каз­ни Дир­ки, была обна­ру­же­на в ходе рас­ко­пок в тер­мах Кара­кал­лы, пред­при­ня­тых папой Пав­лом III Фар­не­зе.

Груп­па была най­де­на во фраг­мен­ти­ро­ван­ном состо­я­нии, поэто­му сочли, что она изо­бра­жа­ет Гер­ку­ле­са, укро­щаю­ще­го Крит­ско­го быка. Груп­па была пере­ве­зе­на в палац­цо Фар­не­зе и уста­нов­ле­на в цен­тре дво­ра, обра­щен­но­го к Тиб­ру. Имен­но на этом месте была выпол­не­на ее пер­вая рестав­ра­ция.

После смер­ти Пав­ла III от гран­ди­оз­но­го про­ек­та Микел­ан­дже­ло по пре­вра­ще­нию этой скульп­ту­ры в фон­тан отка­за­лись. Бык Фар­не­зе был остав­лен сто­ять под наве­сом, где ранее были сло­же­ны его фраг­мен­ты, до 1788 г., когда он был пере­ве­зен в Неа­поль.

Пере­воз­ку осу­ще­ст­ви­ли по морю до Мер­гел­ли­ны, а оттуда по суше в новую обще­ст­вен­ную вил­лу в Кьяйе, пост­ро­ен­ную Кар­ло Ван­ви­тел­ли. После рестав­ра­ции груп­пу выста­ви­ли на все­об­щее обо­зре­ние в кон­це глав­ной ули­цы на высо­ком поди­у­ме в цен­тре неболь­шо­го зали­ва.

В 1826 г. после ярост­ных про­те­стов обра­зо­ван­ных клас­сов, счи­тав­ших место уста­нов­ки ста­туи недо­пу­сти­мым, скульп­ту­ру пере­ме­сти­ли в музей, а на ее преж­нем месте уста­но­ви­ли антич­ную гра­нит­ную ван­ну, извест­ную как «Ути­ный фон­тан». За мно­гие годы нахож­де­ния на откры­том возду­хе Бык Фар­не­зе силь­но пост­ра­дал, и в середине XIX в. потре­бо­ва­лась еще одна его рестав­ра­ция.

Исто­рия рестав­ра­ци­он­ных работ

Первую рестав­ра­цию груп­пы выпол­ни­ли в 1579 г. Гульель­мо дел­ла Пор­та и Джо­ван­ни Бат­ти­ста Бьян­ки. Исхо­дя из соб­ст­вен­ных пред­став­ле­ний и дога­док, они рекон­струи­ро­ва­ли фигу­ры из фраг­мен­тов и вос­пол­ни­ли недо­стаю­щие части, для чего во мно­гих слу­ча­ях исполь­зо­ва­ли антич­ный мра­мор. Их работа была запе­чат­ле­на на гра­вю­рах. Пло­ды их трудов силь­но пост­ра­да­ли при пере­ме­ще­нии груп­пы из Рима в Неа­поль, после чего потре­бо­ва­лась повтор­ная рестав­ра­ция, кото­рую выпол­нил в кон­це XVIII в. Андже­ло Бру­нел­ли. Еще раз скульп­ту­ра полу­чи­ла повреж­де­ния, нахо­дясь в Кьяйе, и была вновь реста­ври­ро­ва­на в 1808 г. Андреа Кали.

После пере­ме­ще­ния в музей было обна­ру­же­но, что неко­то­рые части скульп­ту­ры при­шли в угро­жаю­щее состо­я­ние, веро­ят­но, вызван­ное сме­ной мик­ро­кли­ма­та. Это потре­бо­ва­ло изготов­ле­ния новых вста­вок, кото­рые были созда­ны и уста­нов­ле­ны скуль­п­то­ром Андже­ло Сола­ри.

Музей­ная аннота­ция

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейные информационные материалы.
© 2021 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca амфион амфиона amphion дирка дирки dirce зет зета зеф зефа zethus zethos скульптура скульптурный sculptura римский римская римские скульптурная группа копия коллекция фарнезе бык быка taurus белый аттический мрамор казнь наказание стефано дюперак дю перак гульельмо делла порта джованни баттиста бьянки анджело брунелли солари андреа кали инв № 6002