Саркофаг с портретом покойного в руках летящих гениев (фронтальная панель)
Мрамор.
Выс. 0,67 м., дл. 2,15 м., шир. 0,71 м.
Инв. № C 4 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с портретом покойного в руках летящих гениев (фронтальная панель).

Мрамор.
Выс. 0,67 м., дл. 2,15 м., шир. 0,71 м.
Инв. № C 4 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Из сакри­стии кано­ни­ков Дуо­мо Пизы.

Описание:
Сар­ко­фаг пря­мо­уголь­ной фор­мы без крыш­ки. В цен­тре на фоне рас­тя­ну­то­го зана­ве­са (parapetasma), удер­жи­вае­мо­го по сто­ро­нам кры­ла­ты­ми гени­я­ми, рас­по­ло­жен бюст покой­но­го в туни­ке и тоге. Бюст уста­нов­лен на двой­ном фигур­ном цилин­дри­че­ском цоко­ле и зани­ма­ет всю высоту релье­фа. В руке покой­ный дер­жит сви­ток. Око­ло его пра­вой руки име­ет­ся боль­шой дефект релье­фа, кото­рый частич­но захва­ты­ва­ет лежа­щую вни­зу полу­об­на­жен­ную жен­скую фигу­ру. Такая же фигу­ра, сим­мет­рич­ная отно­си­тель­но бюста, нахо­дит­ся на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне. Ее пле­чи и грудь обна­же­ны, в руках она дер­жит рог изоби­лия. Край­няя левая фигу­ра явля­ет­ся изо­бра­же­ни­ем Минер­вы в шле­ме с эгидой и ски­пет­ром; ее пра­вая нога опи­ра­ет­ся на фигу­ру совы. На про­ти­во­по­лож­ном краю релье­фа сто­ит муж­ская фигу­ра в накид­ке на пле­чах, кото­рая, остав­ляя обна­жен­ной грудь, спус­ка­ет­ся вниз по спине и зак­ры­ва­ет ниж­нюю часть тор­са и пра­вую ногу. Его левая нога опи­ра­ет­ся на фигу­ру кры­ла­то­го живот­но­го из поро­ды коша­чьих, выпол­нен­ную низ­ким релье­фом в пра­вом ниж­нем углу. На двух тор­це­вых сто­ро­нах сар­ко­фа­га изо­бра­же­ны в про­филь низ­ким релье­фом два кры­ла­тых гри­фа. Под брю­хом гри­фо­на на пра­вой корот­кой сто­роне рельеф сте­сан.

Порт­рет доволь­но выра­зи­те­лен и по ико­но­гра­фи­че­ским при­зна­кам может быть отне­сен к пери­о­ду после Гал­ли­е­на, ско­рее все­го, к прав­ле­нию Про­ба; пате­ти­че­ский взгляд и пря­мая чел­ка на нашем порт­ре­те могут соот­вет­ст­во­вать деся­ти­ле­тию меж­ду 270 и 280 года­ми н. э. (FELLETTI—MAI Iconogr. rom. imp. tav. LI, 171—174).

Пред­став­ля­ет инте­рес натя­ну­тый зана­вес как фон для бюста, уста­нов­лен­но­го на круг­лом пьеде­ста­ле с полу­лун­ным цир­ку­ляр­ным желе­бом. Подоб­ная ком­по­зи­ция встре­ча­лась до эпо­хи Анто­ни­нов и даже в порт­ре­тах т. н. Анто­нии Авгу­сты (JUCKER p. 54, abb. 17); так­же име­ет зна­че­ние и жест наше­го пер­со­на­жа, кото­рый каса­ет­ся паль­ца­ми пра­вой руки руко­ят­ки меча или, воз­мож­но, ски­пет­ра. Одна­ко отчет­ли­вая борозда поза­ди голо­вы и око­ло нее поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что лицо под­вер­га­лось пере­ра­бот­ке. Тех­ни­че­ские осо­бен­но­сти трак­тов­ки гени­ев и край­них боко­вых фигур поз­во­ля­ют опу­стить дати­ров­ку наше­го сар­ко­фа­га до эпо­хи Севе­ров; цоколь, на кото­ром уста­нов­лен бюст, так­же харак­те­рен для пер­во­го деся­ти­ле­тия III в. н. э., рав­но как и отсут­ст­вие листьев акан­та, кото­рые, напри­мер, были едва наме­че­ны на сар­ко­фа­ге стри­гил­ла­то в крип­те кафед­раль­но­го собо­ра Палер­мо (JUCKER S 22 tav. 11 p. 46). В резуль­та­те мож­но сде­лать вывод о том, что перед нами сар­ко­фаг, изготов­лен­ный не позд­нее эпо­хи Севе­ров, с порт­ре­том, дати­ру­е­мым кон­цом третьей чет­вер­ти III в. н. э.

P. E. Arias, E. Gabba, E. Cristiani (1977)

Источники:
© 2019 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 126—127, cat. C 4 est.
© 2021 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus богиня афина паллада athene athena pallas римская romana гений гения genius минерва минервы minerva портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина рельеф рельефы рельефный скульптура скульптурный sculptura римский римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мрамор женская одежда рог изобилия cornu copiae кифара кифаре cithara kithara кифаред кифарист citharoedus kitharoidos шлем с гребнем султаном гребень султан crista дерево туника tunica эгида aegis aigis свиток volumen rotulus птица птицы скипетр sceptrum крылатый крылатого alatus alata летящий тога в тоге toga сова совы возлежащая возлежащей полулежащая полулежащей занавес парапетасма parapetasma латинская латынь высоко подпоясанный пояс подпоясанная высокой талией прическа полуобнаженная полуобнаженной длинный хитон chiton khiton кот кошка кота кошки лев семейный фамильный герб погрудный бюст пиза кампосанто инв № c 4 est