Выс. 0,80 м., дл. 2,25 м., шир. 1,02 м.Инв. № A 16 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с надгробной надписью в руках крылатых Викторий (фронтальная панель).
Выс. 0,80 м., дл. 2,25 м., шир. 1,02 м.
Пиза, Кампосанто.
Схема с двумя парящими в воздухе Викториями весьма часто встречается на рельефах с конца II — начала III в. н. э. и выражает триумфальное перемещение умершего, табличка с надписью и изображение которого присутствуют на рельефе. Девушка и юноша под Викториями, опустившие головы на руки в знак скорби, обращены к крылатым гениям в шапочках на головах. Перед каждым из молодых людей находится рог изобилия, полный фруктов.
Присутствие на рельефе двух крылатых гениев и двух молодых людей соответствует эсхатологическим настроениям, получившим распространение в III в. н. э. и служит их полным и сильным выражением. Скорбящие юноша и девушка без крыльев воспринимаются не как люди, оставшиеся в этом мире, а в качестве инфантильных существ, сопровождающих мертвых в загробном мире. Таким образом, вся эта сцена, широко распространенная в разных вариантах, представляла загробный мир в том веке, столь богатом на концептуальный и фигуративный эклектизм.
Широкое применение бурава при изготовлении фигур крылатых путти и Викторий, прическа Викторий и полноватый вид путти служат достаточными признаками для того, чтобы датировать рельеф первым десятилетием второй половины II в. н. э.
Табличка с надписью заключена в четырехугольную фигурную рамку высотой 0,44 м и шириной 0,41 м. Высота букв 0,025—
D(is) M(anibus) / T(itus) Aelius Aug(usti) / lib(ertus) Lucifer / vibus sibi / posiit
строка 4 vibus = vivus, строка 5 posiit = posuit.
Богам Манам. Тит Элий Луцифер, вольноотпущенник Августа, себе сделал при жизни.
Преномен и номен вольноотпущенника соответствуют времени правления императора Антонина Пия (138—
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 67—68, cat. A 16 est.
© 2021 г. Перевод с итал. и лат.: И. А. Шурыгин.