Саркофаг с надгробной надписью в руках крылатых Викторий (фронтальная панель)
Мрамор.
Выс. 0,80 м., дл. 2,25 м., шир. 1,02 м.
Инв. № A 16 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с надгробной надписью в руках крылатых Викторий (фронтальная панель).

Мрамор.
Выс. 0,80 м., дл. 2,25 м., шир. 1,02 м.
Инв. № A 16 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Неиз­вест­но.

Описание:
Без крыш­ки. В цен­тре релье­фа нахо­дит­ся пря­мо­уголь­ная таб­лич­ка с над­пи­сью в рам­ке с двой­ным про­фи­лем. Таб­лич­ку дер­жат на вытя­ну­тых руках две кры­ла­тые Вик­то­рии. Под таб­лич­кой посе­редине релье­фа сто­ит ваза с полу­круг­лым туло­вом и широ­ким гор­лом, пол­ная цве­тов. По бокам от нее сидят две фигу­ры, раз­вер­ну­тые в про­филь в про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны: сле­ва девуш­ка, а спра­ва юно­ша в оди­на­ко­вых позах, под­пе­рев голо­ву рукой. Перед ними нахо­дят­ся боль­шие рога изоби­лия, пол­ные фрук­тов. На кра­ях релье­фа сто­ят кры­ла­тые гении. Их фигу­ры раз­вер­ну­ты в про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны, голо­вы пок­ры­ты шапоч­ка­ми, туло­ви­ща пере­вя­за­ны наис­кось лен­та­ми с фесто­на­ми. На тор­цах сар­ко­фа­га изо­бра­же­ны два отды­хаю­щих гри­фа.

Схе­ма с дву­мя паря­щи­ми в возду­хе Вик­то­ри­я­ми весь­ма часто встре­ча­ет­ся на релье­фах с кон­ца II — нача­ла III в. н. э. и выра­жа­ет три­ум­фаль­ное пере­ме­ще­ние умер­ше­го, таб­лич­ка с над­пи­сью и изо­бра­же­ние кото­ро­го при­сут­ст­ву­ют на релье­фе. Девуш­ка и юно­ша под Вик­то­ри­я­ми, опу­стив­шие голо­вы на руки в знак скор­би, обра­ще­ны к кры­ла­тым гени­ям в шапоч­ках на голо­вах. Перед каж­дым из моло­дых людей нахо­дит­ся рог изоби­лия, пол­ный фрук­тов.

При­сут­ст­вие на релье­фе двух кры­ла­тых гени­ев и двух моло­дых людей соот­вет­ст­ву­ет эсха­то­ло­ги­че­ским наст­ро­е­ни­ям, полу­чив­шим рас­про­стра­не­ние в III в. н. э. и слу­жит их пол­ным и силь­ным выра­же­ни­ем. Скор­бя­щие юно­ша и девуш­ка без кры­льев вос­при­ни­ма­ют­ся не как люди, остав­ши­е­ся в этом мире, а в каче­стве инфан­тиль­ных существ, соп­ро­вож­даю­щих мерт­вых в загроб­ном мире. Таким обра­зом, вся эта сце­на, широ­ко рас­про­стра­нен­ная в раз­ных вари­ан­тах, пред­став­ля­ла загроб­ный мир в том веке, столь бога­том на кон­цеп­ту­аль­ный и фигу­ра­тив­ный эклек­тизм.

Широ­кое при­ме­не­ние бура­ва при изготов­ле­нии фигур кры­ла­тых пут­ти и Вик­то­рий, при­чес­ка Вик­то­рий и пол­но­ва­тый вид пут­ти слу­жат доста­точ­ны­ми при­зна­ка­ми для того, чтобы дати­ро­вать рельеф пер­вым деся­ти­ле­ти­ем вто­рой поло­ви­ны II в. н. э.

Таб­лич­ка с над­пи­сью зак­лю­че­на в четы­рех­уголь­ную фигур­ную рам­ку высотой 0,44 м и шири­ной 0,41 м. Высота букв 0,025—0,030 м. Над­пись дати­ру­ет­ся вто­рой поло­ви­ной II в. н. э. (CIL XI 1452).

D(is) M(anibus) / T(itus) Aelius Aug(usti) / lib(ertus) Lucifer / vibus sibi / posiit

стро­ка 4 vibus = vivus, стро­ка 5 posiit = posuit.

Богам Манам. Тит Элий Луци­фер, воль­ноот­пу­щен­ник Авгу­ста, себе сде­лал при жиз­ни.

Пре­но­мен и номен воль­ноот­пу­щен­ни­ка соот­вет­ст­ву­ют вре­ме­ни прав­ле­ния импе­ра­то­ра Анто­ни­на Пия (138—161 гг. н. э.).

P. E. Arias, E. Gabba, E. Cristiani (1977)

Источники:
© 2019 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 67—68, cat. A 16 est.
© 2021 г. Перевод с итал. и лат.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana крылатая богиня нике ника ники nice nike виктория виктории победа персонификация победы dea victoria гений гения genius эпитафия саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi смерти рог изобилия cornu copiae гирлянда гирлянды serta перевязь balteus юноша юноши девушка молодая женщина девушки молодой женщины крылатый крылатого alatus alata крылатой цветок цветы flos flores ваза летящая табличка с надписью tabula inscripta путти putti фестон скорбь печаль скорбящий скорбящая скорбящего скорбящей cil xi 1452 dis manibus titus aelius augusti libertus lucifer vibus sibi posiit vivus posuit инв № a 16 est