Фрагменты фронтальной панели саркофага Гая Юлия Мигдония
Проконнесский мрамор.
I в. н. э.
Инв. № 384.Равенна, Национальный музей Фото: И. А. Шурыгин

Фрагменты фронтальной панели саркофага Гая Юлия Мигдония.

Проконнесский мрамор.
I в. н. э.
Инв. № 384.

Равенна, Национальный музей.

Происхождение:
Дан­ный сар­ко­фаг вме­сте с несколь­ки­ми дру­ги­ми был обна­ру­жен на глу­бине трех мет­ров в ходе люби­тель­ских рас­ко­пок, про­во­ди­мых в 1825 г. част­ным лицом на юго-запа­де Равен­ны в местеч­ке, извест­ном как «сады Сант-Андреа». Обсто­я­тель­ства наход­ки не были доку­мен­ти­ро­ва­ны. Панель сар­ко­фа­га еще в антич­ные вре­ме­на была раз­би­та на три части, кото­рые пред­по­ло­жи­тель­но в IV в. были исполь­зо­ва­ны при стро­и­тель­стве сте­ны. Левая часть пане­ли с муж­ской фигу­рой была утра­че­на, рав­но как и ниж­няя часть пра­вой пане­ли ниже коле­на жен­ской фигу­ры.

Описание:
Сох­ра­нив­ша­я­ся зна­чи­тель­ная часть фрон­таль­ной пане­ли севе­ро­и­та­лий­ско­го сар­ко­фа­га. Архи­тек­то­ни­че­ский тип: с табер­нак­лем. В боко­вых арках нахо­дят­ся два пер­со­на­жа; из них сох­ра­нил­ся толь­ко пра­вый. Это жен­ская фигу­ра, кото­рую иден­ти­фи­ци­ру­ют как пер­со­ни­фи­ка­цию Фор­ту­ны по ее атри­бу­ту — рогу изоби­лия. Поле под табер­нак­лем заня­то над­пи­сью, выпол­нен­ной мет­ри­че­ской про­зой. Опи­ра­ясь на оно­ма­сти­че­ские дан­ные, мож­но пред­по­ло­жить, что покой­ный являл­ся импер­ским рабом и про­ис­хо­дил из сель­ской мест­но­сти. Суще­ст­ву­ет гипо­те­за, что он состо­ял в шко­ле гла­ди­а­то­ров в Равен­не, куда наби­ра­ли уче­ни­ков из обще­ст­вен­ных рабов.

Инфор­ма­ци­он­ная таб­лич­ка музея

CIL XI 137:

C(aius) Iul(ius) Mygdonius / generi Parthus / natus ingenuus capt(us) / pubis aetate dat(us) in terra(m) / Romana(m) qui dum factus / cives R(omanus) iu<b=V>ente fato co[l]/locavi ar<c=K>am dum esse(m) / annor(um) L peti(i) usq(ue) a pub/ertate senectae meae perveni/re nunc recipe me saxe libens / tecum cura solutus ero

Гай Юлий Мигдо­ний, уро­же­нец Пар­фии, рож­ден­ный сво­бод­ным, в отро­че­стве захва­чен­ный в плен и пере­ве­зен­ный в Рим­скую импе­рию. Став­ший волей судь­бы рим­ским граж­да­ни­ном, в воз­расте 50 лет я сде­лал (себе) этот сар­ко­фаг. С юных вре­мен я стре­мил­ся дожить до ста­ро­сти. Ныне же, камень, при­ми меня с готов­но­стью. С тобой я буду сво­бод­ным от забот.

При­ме­ча­ния пере­вод­чи­ка:

1. Эпи­та­фия напи­са­на мет­ри­че­ской про­зой. Пред­по­ло­жи­тель­но, авто­ром явля­ет­ся сам Гай Юлий Мигдо­ний. На это ука­зы­ва­ет как то, что она напи­са­на от пер­во­го лица, так и мно­го­чис­лен­ные грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки в тек­сте, доб­ро­со­вест­но вос­про­из­веден­ные рез­чи­ком по кам­ню.

2. Судя по име­ни, Гай Юлий Мигдо­ний про­ис­хо­дил из Мигдо­нии — мест­но­сти в верх­ней Месо­пота­мии, цен­тром кото­рой являл­ся Низи­бис.

3. Pubis aetate — под­рост­ко­вый воз­раст (до 14 лет).

4. Маль­чик мог быть захва­чен рим­ля­на­ми либо во вре­мя пар­фян­ско­го похо­да Мар­ка Анто­ния (36—34 гг. до н. э.), либо в ходе экс­пе­ди­ции Тибе­рия в Арме­нии в 20 г. до н. э. Воз­мож­но так­же, что он был похи­щен рабо­тор­гов­ца­ми и про­дан на рын­ке рабов на терри­то­рии Рим­ской импе­рии (terra Romana в над­пи­си).

5. Текст дати­ру­ет­ся 50 г. до н. э. — 50 г. н. э. или I в. н. э.: палео­гра­фия и оно­ма­сти­ка иск­лю­ча­ют дру­гие диа­па­зо­ны дат. Ког­но­мен пер­со­на­жа иск­лю­ча­ет отне­се­ние тек­ста ко II—III векам.


Литература:
Tommaso Gnoli. C. Iulius Mygdonius, Un Parto a Ravenna. Societas Iranologica Europæa — Proceedings 2003 , vol. I (Milano 2005). P. 461—473.
Vincent Rosivach. Epitaphs as an Introduction to Latin Epigraphy. New England Classical Journal. Vol. 43: Iss. 3, P. 159—162.

Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная табличка.
© 2021 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: римская мифология mythologia romana богиня фортуна фортуны fortuna эпиграфика надпись надписи epigraphia римские надгробная эпитафия скульптура скульптурный sculptura римский погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi рельеф рог изобилия cornu copiae арка arcus фронтон вольноотпущенник вольноотпущенника вольноотпущенники libertus liberti высоко подпоясанный пояс подпоясанная с высокой талией проконнесский мрамор парфянин парфянина парфян парфяне парфянский парфянская парфянское парфянские гай юлий мигдоний cil xi 137 gaius julius caius iulius mygdonius generi parthus natus ingenuus captus pubis aetate datus in terram romanam qui dum factus cives romanus iubente fato collocavi arcam essem annorum l petii usque a pubertate senectae meae pervenire nunc recipe me saxe libens tecum cura solutus ero инв № 384