Ионическая капитель с изображениями ящерицы и лягушки в волютах
Мрамор.Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, базилика Гонория III Фото: И. А. Шурыгин

Ионическая капитель с изображениями ящерицы и лягушки в волютах.

Мрамор.

Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, базилика Гонория III.

Описание:
Иони­че­ская капи­тель вось­мой колон­ны пра­во­го ряда, к кото­рой при­мы­ка­ет амвон, пред­став­ля­ет осо­бый инте­рес. На ней име­ют­ся рез­ные изо­бра­же­ния лягуш­ки и яще­ри­цы, кото­рые хоро­шо раз­ли­чи­мы с уров­ня пола. Когда-то счи­та­лось, что это были под­пи­си двух спар­тан­ских рабов, упо­мя­ну­тых Пли­ни­ем как архи­тек­то­ров пор­ти­ка Окта­вии. Их име­на - Бат­рах и Савр - пере­во­дят­ся с гре­че­ско­го как "лягуш­ка" и "яще­ри­ца". Одна­ко в насто­я­щее вре­мя уста­нов­ле­но, что капи­тель была изготов­ле­на для церк­ви в 4 в., и два суще­ства с неиз­вест­ной целью были ско­пи­ро­ва­ны рез­чи­ком, воз­мож­но, с антич­ной капи­те­ли.

...Интри­гу­ю­щим свиде­тель­ст­вом того, что храм Юпи­те­ра Ста­то­ра дей­ст­ви­тель­но сто­ял на этом месте (пор­тик Метел­ла, пор­тик Окта­вии - И.Ш.) слу­жит иони­че­ская капи­тель 13 в. в церк­ви Сан-Лорен­цо за город­ской сте­ной. На одной волю­те капи­те­ли изо­бра­же­на яще­ри­ца, а на дру­гой - лягуш­ка. Вин­кель­ман был пер­вым, кто рас­по­знал связь меж­ду эти­ми стран­ны­ми моти­ва­ми и исто­ри­ей, рас­ска­зан­ной Пли­ни­ем о том, что изо­бра­же­ния яще­ри­цы и лягуш­ки были гли­фи­че­ски­ми под­пи­ся­ми двух стро­и­те­лей из Спар­ты - Сав­ра и Бат­ра­ха (Pliny. Nat. Hist. XXXVI.iv.42; Winckelmann. Monumenti antichi inediti. Roma, 1767. 1:pl. 206 et 2:269-270). Вин­кель­ман по ошиб­ке при­нял капи­тель в Сан-Лорен­цо за спо­лию из одно­го из хра­мов, и эта ошиб­ка до сих пор кочу­ет по науч­ным пуб­ли­ка­ци­ям.

Пли­ний:
Invenio et Canachum laudatum inter statuarios fecisse marmorea. nec Sauram atque Batrachum obliterari convenite qui fecere tempia Octaviae porticibus inclusa, natione ipsi Lacones. quidam et opibus praepotentes fuisse eos putant ac sua inpensa construxisse, inscriptionem sperantes, qua negata hoc tamen alio modo usurpasse. sunt certe etiam nunc in columnarum spiris inscalptae nominum eorum argumento lacerta atque rana. (Pliny. Nat. Hist. XXXVI.iv.42).

Й. Вин­кель­ман:
Тре­тий архи­тек­тур­ный памят­ник, обра­тив­ший на себя мое вни­ма­ние - это иони­че­ская капи­тель (рис. № 206) в церк­ви св. Лав­рен­тия за город­ски­ми сте­на­ми, в одной волю­те кото­рой изо­бра­же­на лягуш­ка, лежа­щая на живо­те, а на дру­гом завит­ке яще­ри­ца. Я ранее опи­сал эту капи­тель в неболь­шой пуб­ли­ка­ции в Гер­ма­нии под наз­ва­ни­ем Osservazioni sopra l’Architettura antica, где при­вел отры­вок из Пли­ния, кото­рый ранее не под­да­вал­ся объ­яс­не­нию, и рас­смот­рел раз­ные его тол­ко­ва­ния.
Соглас­но Пли­нию, два спар­тан­ских архи­тек­то­ра, Савр и Бат­рах, про­си­ли раз­ре­шить им воз­двиг­нуть два хра­ма в пор­ти­ке Метел­ла, кото­рый стал частью создан­но­го ими пор­ти­ка Окта­вии. Они были гото­вы выпол­нить работы за свой счет при усло­вии, что им будет раз­ре­ше­но оста­вить свои име­на на зда­ни­ях, кото­рые они воз­ве­дут. В этом им было отка­за­но, и тогда они алле­го­ри­че­ски обо­зна­чи­ли свои име­на in spiris columnarum (на спи­ра­лях колонн), изо­бра­зив яще­ри­цу (Савр) и лягуш­ку (Бат­рах).
Заме­чу, что сло­во spira в при­веден­ном отрыв­ке не рав­но­знач­но stria, сло­ву, кото­рым обо­зна­ча­ют спи­раль­ную кан­не­лю­ру колон­ны <...> Spira в сво­ем исход­ном смыс­ле име­ну­ет кру­го­вую линию, кото­рая не закан­чи­ва­ет­ся в сво­ем нача­ле; напо­до­бие свив­шей­ся змеи, она обра­зу­ет зави­ток, напо­ми­наю­щий сво­ей фор­мой иони­че­скую волю­ту, и на неко­то­рых памят­ни­ках волю­ты выпол­не­ны в фор­ме змей. <...>
Пли­ний, сле­до­ва­тель­но, хотел ска­зать, что спар­тан­ские архи­тек­то­ры высек­ли свои име­на в виде фигу­рок этих живот­ных, соот­вет­ст­во­вав­ших их име­нам, не на кан­не­лю­рах, а внут­ри завит­ков волют. И, кто зна­ет, не сле­ду­ет ли читать capitulorum вме­сто columnarum? (J. Winckelmann. Monumenti antichi inediti. Roma, 1767. Vol. 2:269-270)


Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Перевод с итал. И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские декор декоративный декоративная декоративное декоративные жаба лягушка ионический ордер ионическая капитель ordo ionicus волюта волютный ящерица ящерицы савр батрах σαύ­ρα βάτ­ρα­χος винкельман