Надгробный монумент семейства Волумниев
Цоколь из трахита, эдикула из известняка.Эпоха Августа.Инв. № 239.Падуя, Археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Надгробный монумент семейства Волумниев.
Цоколь из трахита, эдикула из известняка.
Эпоха Августа.
Эпоха Августа.
Инв. № 239.
Падуя, Археологический музей.
Происхождение:
Из Ванцо близ Монселиче.
Описание:
Данный памятник считается самым значительным римским надгробным монументом на территории Падуи.
Был обнаружен падуанским аббатом Стефано Пьомбином в 1879 г. во фрагментированном состоянии под пахотной землей братьев Триесте.
Описан как монумент в форме эдикулы на высоком основании. Данная архитектоническая типология восходит к греческой традиции эдикул с тимпаном и пилястрами и типичной римской традиции изображения портретных бюстов покойных на плоской плите.
Заказчиком является семейство Волумниев (gens Volumnii) этрусского происхождения из области вокруг римского города Атеста (agro atestino, совр. Эсте).
Элегантная эдикула по углам опирается на четыре коринфских пилястры. На перемычке смонтирован фронтон, украшенный изображением квадриги с возницей, мчащейся галопом влево. Фронтон увенчан фризом с пальметтами.
Некоторые портреты покойных утрачены. Пластика портретов отличается заметной чувственностью. Мужские портреты идентифицируются по надписям под ними.
Персонажи, портреты которых находятся на левой стенке, не относятся к семейству Волумниев; их бюсты были изготовлены отдельно и лишь впоследствии были вмонтированы в монумент. Предполагается, что это изображения людей, вступивших в родственные отношения с основателями гробницы.
Памятник Волумниев впервые был изучен падуанским археологом Луиджи Бузато, который до 1888 г. предложил его первую реконструкцию "из почти двухсот фрагментов, крупных и мелких". Он также считал частями этого памятника найденную неподалеку от него разбитую на несколько фрагментов небольшую фигурку сфинкса с телом дикого зверя и головой женщины, а также несколько других фрагментов. Следуя своей гипотезе, Бузато расположил все найденные фрагменты на скатах крыши и сделал во фронтоне небольшую нишу для сфинкса.
В дальнейшем внимательное изучение вопроса позволило не только отказаться от расположения найденных частей на крыше в качестве акротериев, но и в целом исключить их принадлежность памятнику. Видимо, сфинкс являлся частью другого надгробного памятника, выполняя в нем роль акротерия.
Реставрация памятника Волумниев была выполнена в 1983-1986 годах во Флоренции в Археологическом управлении Тосканы. Монумент был построен из обтесанных каменных блоков, скрепленных между собой металлическими стержнями на цементном растворе, вставленными в каналы, высверленные в боковых, верхних и нижних сторонах блоков. Памятник был найден в разрушенном состоянии, многие части отсутствовали. Монтаж был завершен к концу 19 в., а в 1927 г. была выполнена реставрация, в ходе которой были исправлены спорные решения, в частности, необоснованные восполнения отсутствовавших частей. В процессе повторной реставрации в 1983-86 гг. памятник был полностью разобран, некоторые его фрагменты были подвергнуты деликатной очистке. Последующая сборка оказалась очень сложной, поскольку была поставлена цель добиться хорошего визуально восприятия памятника. Была вновь исключена принадлежность памятнику мелких частей, установленных Бузати на фронтоне, включая сфинкса, которые были удалены.
После последней реставрации остался нерешенным вопрос о месте расположения известняковой плиты, которая первоначально была установлена на свободном месте в нише, "поскольку другого места для нее не нашлось". На новом месте плита закрывает нишу в цоколе, в которой помещались урны с прахом Волумниев.
Был обнаружен падуанским аббатом Стефано Пьомбином в 1879 г. во фрагментированном состоянии под пахотной землей братьев Триесте.
Описан как монумент в форме эдикулы на высоком основании. Данная архитектоническая типология восходит к греческой традиции эдикул с тимпаном и пилястрами и типичной римской традиции изображения портретных бюстов покойных на плоской плите.
Заказчиком является семейство Волумниев (gens Volumnii) этрусского происхождения из области вокруг римского города Атеста (agro atestino, совр. Эсте).
Элегантная эдикула по углам опирается на четыре коринфских пилястры. На перемычке смонтирован фронтон, украшенный изображением квадриги с возницей, мчащейся галопом влево. Фронтон увенчан фризом с пальметтами.
Некоторые портреты покойных утрачены. Пластика портретов отличается заметной чувственностью. Мужские портреты идентифицируются по надписям под ними.
Персонажи, портреты которых находятся на левой стенке, не относятся к семейству Волумниев; их бюсты были изготовлены отдельно и лишь впоследствии были вмонтированы в монумент. Предполагается, что это изображения людей, вступивших в родственные отношения с основателями гробницы.
Памятник Волумниев впервые был изучен падуанским археологом Луиджи Бузато, который до 1888 г. предложил его первую реконструкцию "из почти двухсот фрагментов, крупных и мелких". Он также считал частями этого памятника найденную неподалеку от него разбитую на несколько фрагментов небольшую фигурку сфинкса с телом дикого зверя и головой женщины, а также несколько других фрагментов. Следуя своей гипотезе, Бузато расположил все найденные фрагменты на скатах крыши и сделал во фронтоне небольшую нишу для сфинкса.
В дальнейшем внимательное изучение вопроса позволило не только отказаться от расположения найденных частей на крыше в качестве акротериев, но и в целом исключить их принадлежность памятнику. Видимо, сфинкс являлся частью другого надгробного памятника, выполняя в нем роль акротерия.
Реставрация памятника Волумниев была выполнена в 1983-1986 годах во Флоренции в Археологическом управлении Тосканы. Монумент был построен из обтесанных каменных блоков, скрепленных между собой металлическими стержнями на цементном растворе, вставленными в каналы, высверленные в боковых, верхних и нижних сторонах блоков. Памятник был найден в разрушенном состоянии, многие части отсутствовали. Монтаж был завершен к концу 19 в., а в 1927 г. была выполнена реставрация, в ходе которой были исправлены спорные решения, в частности, необоснованные восполнения отсутствовавших частей. В процессе повторной реставрации в 1983-86 гг. памятник был полностью разобран, некоторые его фрагменты были подвергнуты деликатной очистке. Последующая сборка оказалась очень сложной, поскольку была поставлена цель добиться хорошего визуально восприятия памятника. Была вновь исключена принадлежность памятнику мелких частей, установленных Бузати на фронтоне, включая сфинкса, которые были удалены.
После последней реставрации остался нерешенным вопрос о месте расположения известняковой плиты, которая первоначально была установлена на свободном месте в нише, "поскольку другого места для нее не нашлось". На новом месте плита закрывает нишу в цоколе, в которой помещались урны с прахом Волумниев.
Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Информация: музейная аннотация.