Надгробный монумент семейства Волумниев
Цоколь из трахита, эдикула из известняка.
Эпоха Августа.
Инв. № 239.Падуя, Археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Надгробный монумент семейства Волумниев.

Цоколь из трахита, эдикула из известняка.
Эпоха Августа.
Инв. № 239.

Падуя, Археологический музей.

Происхождение:
Из Ван­цо близ Мон­се­ли­че.

Описание:
Дан­ный памят­ник счи­та­ет­ся самым зна­чи­тель­ным рим­ским над­гроб­ным мону­мен­том на терри­то­рии Падуи.
Был обна­ру­жен паду­ан­ским абба­том Сте­фа­но Пьом­би­ном в 1879 г. во фраг­мен­ти­ро­ван­ном состо­я­нии под пахот­ной зем­лей бра­тьев Три­е­сте.
Опи­сан как мону­мент в фор­ме эди­ку­лы на высо­ком осно­ва­нии. Дан­ная архи­тек­то­ни­че­ская типо­ло­гия вос­хо­дит к гре­че­ской тра­ди­ции эди­кул с тим­па­ном и пиляст­ра­ми и типич­ной рим­ской тра­ди­ции изо­бра­же­ния порт­рет­ных бюстов покой­ных на плос­кой пли­те.
Заказ­чи­ком явля­ет­ся семей­ство Волум­ни­ев (gens Volumnii) этрус­ско­го про­ис­хож­де­ния из обла­сти вокруг рим­ско­го горо­да Ате­ста (agro atestino, совр. Эсте).
Эле­гант­ная эди­ку­ла по углам опи­ра­ет­ся на четы­ре коринф­ских пиляст­ры. На пере­мыч­ке смон­ти­ро­ван фрон­тон, укра­шен­ный изо­бра­же­ни­ем квад­ри­ги с воз­ни­цей, мча­щей­ся гало­пом вле­во. Фрон­тон увен­чан фри­зом с паль­мет­та­ми.
Неко­то­рые порт­ре­ты покой­ных утра­че­ны. Пла­сти­ка порт­ре­тов отли­ча­ет­ся замет­ной чув­ст­вен­но­стью. Муж­ские порт­ре­ты иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся по над­пи­сям под ними.
Пер­со­на­жи, порт­ре­ты кото­рых нахо­дят­ся на левой стен­ке, не отно­сят­ся к семей­ству Волум­ни­ев; их бюсты были изготов­ле­ны отдель­но и лишь впо­след­ст­вии были вмон­ти­ро­ва­ны в мону­мент. Пред­по­ла­га­ет­ся, что это изо­бра­же­ния людей, всту­пив­ших в род­ст­вен­ные отно­ше­ния с осно­ва­те­ля­ми гроб­ни­цы.
Памят­ник Волум­ни­ев впер­вые был изу­чен паду­ан­ским архео­ло­гом Луи­джи Буза­то, кото­рый до 1888 г. пред­ло­жил его первую рекон­струк­цию "из почти двух­сот фраг­мен­тов, круп­ных и мел­ких". Он так­же счи­тал частя­ми это­го памят­ни­ка най­ден­ную непо­да­ле­ку от него раз­би­тую на несколь­ко фраг­мен­тов неболь­шую фигур­ку сфинк­са с телом дико­го зве­ря и голо­вой жен­щи­ны, а так­же несколь­ко дру­гих фраг­мен­тов. Сле­дуя сво­ей гипо­те­зе, Буза­то рас­по­ло­жил все най­ден­ные фраг­мен­ты на ска­тах кры­ши и сде­лал во фрон­тоне неболь­шую нишу для сфинк­са.
В даль­ней­шем вни­ма­тель­ное изу­че­ние вопро­са поз­во­ли­ло не толь­ко отка­зать­ся от рас­по­ло­же­ния най­ден­ных частей на кры­ше в каче­стве акро­те­ри­ев, но и в целом иск­лю­чить их при­над­леж­ность памят­ни­ку. Види­мо, сфинкс являл­ся частью дру­го­го над­гроб­но­го памят­ни­ка, выпол­няя в нем роль акро­те­рия.
Рестав­ра­ция памят­ни­ка Волум­ни­ев была выпол­не­на в 1983-1986 годах во Фло­рен­ции в Архео­ло­ги­че­ском управ­ле­нии Тос­ка­ны. Мону­мент был пост­ро­ен из обте­сан­ных камен­ных бло­ков, скреп­лен­ных меж­ду собой метал­ли­че­ски­ми стерж­ня­ми на цемент­ном рас­т­во­ре, встав­лен­ны­ми в кана­лы, высвер­лен­ные в боко­вых, верх­них и ниж­них сто­ро­нах бло­ков. Памят­ник был най­ден в раз­ру­шен­ном состо­я­нии, мно­гие части отсут­ст­во­ва­ли. Мон­таж был завер­шен к кон­цу 19 в., а в 1927 г. была выпол­не­на рестав­ра­ция, в ходе кото­рой были исправ­ле­ны спор­ные реше­ния, в част­но­сти, необос­но­ван­ные вос­пол­не­ния отсут­ст­во­вав­ших частей. В про­цес­се повтор­ной рестав­ра­ции в 1983-86 гг. памят­ник был пол­но­стью разо­бран, неко­то­рые его фраг­мен­ты были под­верг­ну­ты дели­кат­ной очист­ке. После­дую­щая сбор­ка ока­за­лась очень слож­ной, посколь­ку была постав­ле­на цель добить­ся хоро­ше­го визу­аль­но вос­при­я­тия памят­ни­ка. Была вновь иск­лю­че­на при­над­леж­ность памят­ни­ку мел­ких частей, уста­нов­лен­ных Буза­ти на фрон­тоне, вклю­чая сфинк­са, кото­рые были уда­ле­ны.
После послед­ней рестав­ра­ции остал­ся нере­шен­ным вопрос о месте рас­по­ло­же­ния извест­ня­ко­вой пли­ты, кото­рая пер­во­на­чаль­но была уста­нов­ле­на на сво­бод­ном месте в нише, "посколь­ку дру­го­го места для нее не нашлось". На новом месте пли­та зак­ры­ва­ет нишу в цоко­ле, в кото­рой поме­ща­лись урны с пра­хом Волум­ни­ев.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские надгробная эпитафия портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробное надгробные надгробие памятник рельеф квадрига quadriga quadrigae пальметта пальметка коринфский ордер коринфская капитель ordo corinthius фронтон пилястр пилястра эдикула псевдоэдикула наиск наос pseudo-aedicula naiskos naos фриз покойного покойный умершего умерший покойной покойная умершей умершая возница возничий аврига auriga agitator погрудный бюст мета меты meta metae волумнии инв № 239