Пан и Дафнис (Пан обучает Дафниса игре на свирели)
Мрамор.
Римская копия II в. н.э. греческого образца II в. до н.э., приписываемого Гелиодору.
Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Пан и Дафнис (Пан обучает Дафниса игре на свирели).

Мрамор.
Римская копия II в. н.э. греческого образца II в. до н.э., приписываемого Гелиодору.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из собра­ния Фар­не­зе.

Описание:
Скульп­тур­ная груп­па пред­став­ле­на фигу­ра­ми коз­ло­но­го­го Пана и пас­ту­ха Даф­ни­са. Пан, сидя­щий на ска­ле, пок­ры­той льви­ной шку­рой, рядом с пас­ту­хом, обу­ча­ет того игре на сви­ре­ли. Даф­нис, сын Гер­ме­са и ним­фы Даф­ны, в гре­че­ской мифо­ло­гии высту­пал как иде­ал эро­ме­но­са, будучи юно­шей неве­ро­ят­ной кра­соты, при­во­див­шей в вос­торг не толь­ко смерт­ных, но и богов. Даф­нис являл­ся любов­ни­ком как Апол­ло­на, так и Пана, кото­рый в дан­ной скульп­тур­ной груп­пе обни­ма­ет его левой рукой, а пра­вой пока­зы­ва­ет, как дер­жать сви­рель. Извест­но несколь­ко реплик этой скульп­ту­ры (напри­мер, в гале­рее Уффи­ци), ори­ги­нал кото­рой вос­хо­дит к эпо­хе элли­низ­ма. Поми­мо ярко выра­жен­но­го эро­тиз­ма, груп­па вопло­ща­ет так­же моти­вы при­ро­ды, буко­ли­че­ской поэ­зии и тра­ги­че­ской смер­ти.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca божество бог пан deus pan приап приапа priapus скульптура скульптурный sculptura греческий греческое греческие скульптурная группа римский римская римские копия многоствольная флейта сиринга сиринкс свирель пана сиринге флейте свирели syrinx львиная шкура льва мужская прическа рог рога борода эроменос eromenos эрастес erastus