Надгробный рельеф из Лаконик с изображением сидящей на троне мужской фигуры, предположительно, героизированного покойного
Поздний архаический период.Инв. № 505.Спарта, Археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Надгробный рельеф из Лаконик с изображением сидящей на троне мужской фигуры, предположительно, героизированного покойного.

Поздний архаический период.
Инв. № 505.

Спарта, Археологический музей.

Происхождение:
Хри­са­фа.

Описание:
На бога­то укра­шен­ном троне с нож­ка­ми в фор­ме льви­ных лап и спин­кой, укра­шен­ной цвет­ком лото­са, сидит муж­ская фигу­ра, обра­щен­ная вле­во. Муж­чи­на дер­жит в пра­вой руке кан­та­рос и смот­рит впе­ред. Перед ним нахо­дят­ся умень­шен­ные изо­бра­же­ния лооша­ди и соба­ки. Из-за отсут­ст­вия архи­тек­тур­но­го кон­тек­ста рельеф про­из­во­дит впе­чат­ле­ние выре­зан­но­го из дере­ва: отдель­ные сту­пен­ча­тые изо­бра­зи­тель­ные плос­ко­сти выглядят как слои дос­ки.
«Рельеф из Хри­са­фы» был обна­ру­жен в 1877 году к югу от Хри­за­фы в Лако­нии, на юге Гре­ции. Он почти не повреж­ден, отсут­ст­ву­ет лишь кай­ма лево­го края. Ниж­няя часть релье­фа (ниже гори­зон­таль­ной базо­вой линии) не обра­бота­на, и, веро­ят­но, пред­на­зна­ча­лась для встра­и­ва­ния в зем­лю или в осно­ва­ние. Обрат­ная сто­ро­на так­же оста­лась необ­ра­ботан­ной. Этот рельеф явля­ет­ся одним из деся­ти извест­ных в серии, кото­рые объ­еди­ня­ют общие деко­ра­тив­ные и ком­по­зи­ци­он­ные эле­мен­ты. Все они выпол­не­ны из мест­но­го лакон­ско­го кам­ня, най­де­ны в Лако­нии и, веро­ят­но, созда­ны мест­ны­ми худож­ни­ка­ми, работав­ши­ми, воз­мож­но, в мест­ной мане­ре. Сти­ли­сти­че­ски их дати­ров­ка охва­ты­ва­ет пери­од от арха­и­ки до элли­низ­ма. Самым извест­ным из них, дав­шим наз­ва­ние всей груп­пе, явля­ет­ся т.н. "рельеф Сабу­ро­ва", про­дан­ный рус­ским дипло­ма­том и кол­лек­ци­о­не­ром П.А. Сабу­ро­вым бер­лин­ско­му музею в 1880 г.
Интер­пре­та­ции этих памят­ни­ков мож­но обоб­щить в трех тези­сах: 1) они изо­бра­жа­ют геро­изи­ро­ван­ных умер­ших или пред­ков; 2) это, по сути, votive reliefs (при­но­ше­ния) богам под­зем­но­го мира, Аиду и Пер­се­фоне (хотя Дио­нис так­же рас­смат­ри­вал­ся как воз­мож­ная аль­тер­на­ти­ва, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни из-за уве­ли­чен­но­го кан­та­ро­са); или 3) релье­фы явля­ют­ся при­но­ше­ни­я­ми почи­тае­мым геро­ям, уже тогда утвер­див­шим­ся в гре­че­ской мифо­ло­гии, но осо­бен­но часто почи­тав­шим­ся в Спар­те. Наход­ки votive deposits (при­но­ше­ний) с ана­ло­гич­ны­ми моти­ва­ми на укра­шен­ных тер­ра­ко­то­вых пане­лях под­твер­жда­ют послед­нюю интер­пре­та­цию. Одно из этих при­но­ше­ний в Ами­к­лах может быть свя­за­но с свя­ти­ли­щем Алек­сан­дры, опи­сан­ным Пав­са­ни­ем (кни­ги 3, 19, 6). В Спар­те геро­и­ня Алек­санд­ра отож­деств­ля­лась с Кас­сан­дрой; она почи­та­лась в куль­те вме­сте с Ага­мем­но­ном. Одна­ко то, что нам извест­но об обсто­я­тель­ствах обна­ру­же­ния релье­фов из Хри­са­фы, под­твер­жда­ет первую интер­пре­та­цию лакон­ских релье­фов как погре­баль­ных памят­ни­ков обо­жест­влен­ным геро­ям. Рельеф, по-види­мо­му, был най­ден уста­нов­лен­ным в камен­ном кур­гане. Пред­став­ля­ют ли эти груды кам­ней насто­я­щие гроб­ни­цы, оста­ет­ся невы­яс­нен­ным, несмот­ря на даль­ней­шие рас­коп­ки на этом месте.

Петр Алек­сан­дро­вич Сабу­ров (1835-1918), рус­ский дипло­мат и государ­ст­вен­ный дея­тель, созда­вал свое собра­ние про­из­веде­ний антич­но­го искус­ства в основ­ном во вре­мя пре­бы­ва­ния в Гре­ции, где с 1870 по 1879 год слу­жил послом Рос­сии. Его кол­лек­ция тер­ра­кот, осо­бо цени­мая самим кол­лек­ци­о­не­ром и поль­зо­вав­ша­я­ся извест­но­стью сре­ди его совре­мен­ни­ков, архео­ло­гов и зна­то­ков антич­но­го искус­ства, была при­об­ре­те­на Импе­ра­тор­ским Эрми­та­жем в 1884 году. Обсто­я­тель­ства это­го собы­тия вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся по доку­мен­там, хра­ня­щим­ся в архи­ве Эрми­та­жа.
Сабу­ров ока­зал­ся в Гре­ции в то вре­мя, когда нек­ро­поль древ­ней Тана­г­ры под­верг­ся неле­галь­ным рас­коп­кам и поток пре­крас­ных тер­ра­ко­то­вых ста­ту­эток элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни хлы­нул на худо­же­ст­вен­ный рынок. Это поз­во­ли­ло ему при­об­ре­сти вели­ко­леп­ные экзем­пля­ры так назы­вае­мых танагр. В целом кол­лек­ция Сабу­ро­ва отли­ча­ет­ся боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем и содер­жит заме­ча­тель­ные образ­цы коро­пла­сти­ки арха­и­че­ско­го и рим­ско­го вре­ме­ни. Цен­ней­шую инфор­ма­цию о под­лин­но­сти экс­по­на­тов и исполь­зо­ва­нии кра­соч­ных пиг­мен­тов для их рас­крас­ки дали физи­че­ские и хими­че­ские иссле­до­ва­ния, про­веден­ные в Отде­ле науч­но-тех­ни­че­ской экс­пер­ти­зы Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа (Е.Н. Ход­за).


Литература:
Eleanor Guralnick. The Chrysapha Relief and its Connections with Egyptian Art. (https://doi.org/10.1177/030751337406000119)

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие погребальная погребальный погребальные надгробие надгробный памятник рельеф конь кони лошадь лошади equus equi трон thronus львиная лапа льва с со львиными лапами сидящий сидящая на троне мужчина мужчины в образе героя герой собака собаки мужская прическа кресло cathedra кантарос героизированный покойный хрисафа из хрисафы лаконика лакония лаконики инв № 505