ТЕНЕРАНИ Пьетро
(1798—1869)
Тенерани Пьетро (Tenerani, 1798—1869) — итальянский скульптор, учился сперва у Демаре и Буртолини в каррарской академии художеств и, получив от нее в 1813 г. премию за статую Ореста, преследуемого фуриями, отправился в качестве пенсионера этой академии в Рим. Совершенствуясь здесь под руководством Кановы, он изваял «Париса» и сделавшуюся впоследствии знаменитою «Психею с ларчиком Пандоры» (1819; существует в трех экземплярах, из которых один — в палаццо Ленцони, в Риме), после чего поступил в мастерскую Торвальдсена и помогал ему при исполнении памятника герцогу Евгению Лейхтенбергскому. Принявшись вскоре за тем трудиться самостоятельно, он произвел огромное количество статуй, скульптурных групп, рельефов, портретных бюстов и надгробных памятников, отличающихся грациозностью сочинения, красотою форм и мастерскою отделкою, — работ, в которых строгость стиля Торвальдсена соединяется с мягкостью техники Кановы. Эти произведения доставили Тенерани громкую известность; некоторые из них до такой степени нравились тогдашним любителям скульптуры, что ему приходилось повторять их по нескольку раз: так, «Умирающая Психея» была исполнена им в семи экземплярах, «Амур, вынимающий занозу из ноги Венеры» — в трех экземплярах (один из них — в Императорском Эрмитаже), «Фавн, играющий на свирели» — в двух, «Весна» — в четырех, «Гении охоты и рыбной ловли» — в двух. Из прочих его произведений особенно замечательны: «Распятие» (отлитое из серебра для церкви Сан-Стефано в Пизе), колоссальная статуя святого Иоанна Крестителя (в церкви Сан-Франческо-ди-Паула в Неаполе), «Мадонна на полумесяце», «Христианские супруги-мученики», «Спаситель» (исполнено для графа Кароли), «Христос на троне с предстоящими апостолами Петром и Павлом», украшенные портретными и аллегорическими фигурами надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа (в их фамильной капелле Латеранской базилики в Риме), герцогини Ланте (в церкви Сан-Мария-сопра-Минерва, там же), папы Пия VIII (в Петровском соборе, там же), графа Л. Соммаривы (в капелле его семейства на Комском озере), Боливара (в одной из церквей Каракаса), портретные бюсты пап Пия VIII, Пия IX и Григория XVI, императрицы Шарлотты, герцога Бордоского, герцога Рейхштадтского, кардинала де-Круа, Ламбрускини, князя Воронцова, Россини, Джоберти и др. Состоя профессором римской Академии святого Луки, Тенерани оказал большое влияние на успехи скульптуры и вообще искусства в Италии; одно время он был инспектором всех правительственных художественных учреждений Рима и с 1860 г. главным директором тамошних музеев и галерей. Двадцать четыре академии в Италии и в других странах Европы считали его своим членом. |
Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. — В 86 тт. с илл. и доп. материалами. |
Флора. Мрамор. 1840 г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. | |
Флора. Деталь. Мрамор. 1840 г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. |