Словарь античности

АДОПТАЦИЯ (лат. усы­нов­ле­ние), с неко­то­ры­ми раз­ли­чи­я­ми адопта­ция была широ­ко рас­про­стра­не­на как в гре­че­ском, так и в рим­ском пра­ве. Так, соглас­но город­ско­му уста­ву Гор­ти­ны, каж­дый взрос­лый муж­чи­на, даже если он и имел сыно­вей, мог при­нять на рыноч­ной пло­ща­ди перед народ­ным собра­ни­ем обряд усы­нов­ле­ния. В отли­чие от это­го в Афи­нах пра­во на усы­нов­ле­ние пол­но­прав­ных граж­дан име­ли толь­ко те, кто не имел детей муж­ско­го пола. Пра­вом адопта­ции, соглас­но зако­нам Папи­рия, обла­да­ли без огра­ни­че­ния как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны. В рим­ском пра­ве наряду с самим усы­нов­ле­ни­ем, во вре­мя кото­ро­го дети посред­ст­вом пра­во­во­го акта осво­бож­да­лись от вла­сти отца семей­ства в при­сут­ст­вии город­ско­го пре­то­ра и пере­да­ва­лись в дру­гую семью, суще­ст­во­ва­ло так­же т. н. ad­ro­ga­tio, давав­шее пра­во усы­нов­лять перед народ­ным собра­ни­ем лиц, на кото­рых не рас­про­стра­ня­лась власть отца семей­ства. Пер­во­на­чаль­но этим пра­вом обла­да­ли толь­ко муж­чи­ны, в даль­ней­шем, в импе­ра­тор­скую эпо­ху, оно рас­про­стра­ни­лось так­же на жен­щин и на воль­ноот­пу­щен­ни­ков. Побуди­тель­ны­ми при­чи­на­ми адопта­ции мог­ли слу­жить раз­лич­ные фак­то­ры, но глав­ным из них было сохра­не­ние рода при отсут­ст­вии потом­ства. Одна­ко часто, и чем далее, тем более, адопта­ция слу­жи­ла уста­нов­ле­нию семей­ных свя­зей в поли­ти­че­ских целях. В пери­од Рим­ской импе­рии адопта­ция игра­ла осо­бую роль при насле­до­ва­нии импе­ра­тор­ско­го пре­сто­ла. Так, к при­ме­ру, Цезарь усы­но­вил сво­его вну­ча­то­го пле­мян­ни­ка, буду­ще­го импе­ра­то­ра Авгу­ста. С 98 и до сер. 2 в. н. э. адопта­ция пред­став­ля­ла собой един­ст­вен­ный спо­соб выбо­ра наслед­ни­ка пре­сто­ла.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АФФИНИТАС • Κακοτεχνιῶν δίκη • АБРОГАЦИО • ABSTINENDI BENEFICIUM •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА