АДОПТАЦИЯ (лат. усыновление), с некоторыми различиями адоптация была широко распространена как в греческом, так и в римском праве. Так, согласно городскому уставу Гортины, каждый взрослый мужчина, даже если он и имел сыновей, мог принять на рыночной площади перед народным собранием обряд усыновления. В отличие от этого в Афинах право на усыновление полноправных граждан имели только те, кто не имел детей мужского пола. Правом адоптации, согласно законам Папирия, обладали без ограничения как мужчины, так и женщины. В римском праве наряду с самим усыновлением, во время которого дети посредством правового акта освобождались от власти отца семейства в присутствии городского претора и передавались в другую семью, существовало также т. н. adrogatio, дававшее право усыновлять перед народным собранием лиц, на которых не распространялась власть отца семейства. Первоначально этим правом обладали только мужчины, в дальнейшем, в императорскую эпоху, оно распространилось также на женщин и на вольноотпущенников. Побудительными причинами адоптации могли служить различные факторы, но главным из них было сохранение рода при отсутствии потомства. Однако часто, и чем далее, тем более, адоптация служила установлению семейных связей в политических целях. В период Римской империи адоптация играла особую роль при наследовании императорского престола. Так, к примеру, Цезарь усыновил своего внучатого племянника, будущего императора Августа. С 98 и до сер. 2 в. н. э. адоптация представляла собой единственный способ выбора наследника престола.