АКАДЕМИЯ, первоначально название «Академия» носила первая в своем роде строго организованная философская школа Платона (от названия местности в Афинах по имени героя Академа, где располагался гимнасий, в помещении которого и прилегающих садах Платон собирал своих учеников). Академия была основана Платоном в 388 до н. э. по образцу пифагорейского братства и имела правовой статус культового союза. Члены Академии платили ежемесячные членские взносы. Руководство Академии (схолархат) и распоряжение ее состоянием Платов завещал племяннику Спевсиппу. В дальнейшем схоларх определялся выборным путем. Учителя и ученики проживали совместно в пригородных домах. Учебные занятия и диспуты проходили по строго определенному расписанию. Созданная первоначально для распространения учения Платона, Академия на протяжении почти тысячелетней истории претерпела многочисленные изменения. Древняя (или первая) Академия (388—270 до н. э.) придерживалась преимущественно поздней философии своего основателя и сочетала его идеи с пифагорейскими элементами. В частности, ставила число на место идеи и провозглашала различие между единством и множеством как первопричину мира. Интенсивные занятия математикой велись одновременно с культивированием веры в чудеса и пророчества, что положило начало постепенному сближению идей Платона с религией и привело к упадку диалектики. В период Средней (или второй) Академии (270—150 до н. э.) произошел отход от философии Платона. Основываясь на аргументации Пиррона и в некоторой степени софистов, Академия встала на позиции оспаривания принципа познаваемости действительности. Раз нет критерия достоверности, то всякое суждение о действительности недостоверно. Для объяснения человеческого поведения, по мнению Средней Академии, вполне достаточен принцип случайности. Новая (или третья) Академия (150 до н. э. — 529 н. э.) началась с выработки и сбора всей скептической аргументации в защиту принципа непознаваемости действительности и подвергла учение всех крупных философов скептической критике. Ее борьба против стоической теологии и понятия о боге привела в какой-то мере к возникновению атеистических идей. В дальнейшем Академия отошла от позиций скептицизма и приступила к эклектическому обобщению идей Аристотеля, Платона и стоиков, в первую очередь в области этики. С первыми шагами христианства в Новой Академии началось интенсивное изучение оригинальных произведений Аристотеля и Платона, которое привело в 5 в. под воздействием неоплатонических теософических умозаключений к выработке системы неоплатонизма. В 529 Академия была закрыта Юстинианом. Продолжателем дела Академии считала себя платоновская Академия во Флоренции, основанная в 1459 и на деятельность которой большое влияние оказывала философия эпохи Возрождения. Академиями называются с тех пор объединения ученых и определенные научные или учебные заведения.
См. также:
АКАДЕМИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.