Словарь античности

АКАДЕМИЯ, пер­во­на­чаль­но назва­ние «Ака­де­мия» носи­ла пер­вая в сво­ем роде стро­го орга­ни­зо­ван­ная фило­соф­ская шко­ла Пла­то­на (от назва­ния мест­но­сти в Афи­нах по име­ни героя Ака­де­ма, где рас­по­ла­гал­ся гим­на­сий, в поме­ще­нии кото­ро­го и при­ле­гаю­щих садах Пла­тон соби­рал сво­их уче­ни­ков). Ака­де­мия была осно­ва­на Пла­то­ном в 388 до н. э. по образ­цу пифа­го­рей­ско­го брат­ства и име­ла пра­во­вой ста­тус куль­то­во­го сою­за. Чле­ны Ака­де­мии пла­ти­ли еже­ме­сяч­ные член­ские взно­сы. Руко­вод­ство Ака­де­мии (схо­лар­хат) и рас­по­ря­же­ние ее состо­я­ни­ем Пла­тов заве­щал пле­мян­ни­ку Спев­сип­пу. В даль­ней­шем схо­ларх опре­де­лял­ся выбор­ным путем. Учи­те­ля и уче­ни­ки про­жи­ва­ли сов­мест­но в при­го­род­ных домах. Учеб­ные заня­тия и дис­пу­ты про­хо­ди­ли по стро­го опре­де­лен­но­му рас­пи­са­нию. Создан­ная пер­во­на­чаль­но для рас­про­стра­не­ния уче­ния Пла­то­на, Ака­де­мия на про­тя­же­нии почти тыся­че­лет­ней исто­рии пре­тер­пе­ла мно­го­чис­лен­ные изме­не­ния. Древ­няя (или пер­вая) Ака­де­мия (388—270 до н. э.) при­дер­жи­ва­лась пре­иму­ще­ст­вен­но позд­ней фило­со­фии сво­его осно­ва­те­ля и соче­та­ла его идеи с пифа­го­рей­ски­ми эле­мен­та­ми. В част­но­сти, ста­ви­ла чис­ло на место идеи и про­воз­гла­ша­ла раз­ли­чие меж­ду един­ст­вом и мно­же­ст­вом как пер­во­при­чи­ну мира. Интен­сив­ные заня­тия мате­ма­ти­кой велись одно­вре­мен­но с куль­ти­ви­ро­ва­ни­ем веры в чуде­са и про­ро­че­ства, что поло­жи­ло нача­ло посте­пен­но­му сбли­же­нию идей Пла­то­на с рели­ги­ей и при­ве­ло к упад­ку диа­лек­ти­ки. В пери­од Сред­ней (или вто­рой) Ака­де­мии (270—150 до н. э.) про­изо­шел отход от фило­со­фии Пла­то­на. Осно­вы­ва­ясь на аргу­мен­та­ции Пирро­на и в неко­то­рой сте­пе­ни софи­стов, Ака­де­мия вста­ла на пози­ции оспа­ри­ва­ния прин­ци­па позна­вае­мо­сти дей­ст­ви­тель­но­сти. Раз нет кри­те­рия досто­вер­но­сти, то вся­кое суж­де­ние о дей­ст­ви­тель­но­сти недо­сто­вер­но. Для объ­яс­не­ния чело­ве­че­ско­го поведе­ния, по мне­нию Сред­ней Ака­де­мии, вполне доста­то­чен прин­цип слу­чай­но­сти. Новая (или третья) Ака­де­мия (150 до н. э. — 529 н. э.) нача­лась с выра­бот­ки и сбо­ра всей скеп­ти­че­ской аргу­мен­та­ции в защи­ту прин­ци­па непо­зна­вае­мо­сти дей­ст­ви­тель­но­сти и под­верг­ла уче­ние всех круп­ных фило­со­фов скеп­ти­че­ской кри­ти­ке. Ее борь­ба про­тив стои­че­ской тео­ло­гии и поня­тия о боге при­ве­ла в какой-то мере к воз­ник­но­ве­нию ате­и­сти­че­ских идей. В даль­ней­шем Ака­де­мия ото­шла от пози­ций скеп­ти­циз­ма и при­сту­пи­ла к эклек­ти­че­ско­му обоб­ще­нию идей Ари­сто­те­ля, Пла­то­на и сто­и­ков, в первую оче­редь в обла­сти эти­ки. С пер­вы­ми шага­ми хри­сти­ан­ства в Новой Ака­де­мии нача­лось интен­сив­ное изу­че­ние ори­ги­наль­ных про­из­веде­ний Ари­сто­те­ля и Пла­то­на, кото­рое при­ве­ло в 5 в. под воздей­ст­ви­ем нео­пла­то­ни­че­ских тео­со­фи­че­ских умо­за­клю­че­ний к выра­бот­ке систе­мы нео­пла­то­низ­ма. В 529 Ака­де­мия была закры­та Юсти­ни­а­ном. Про­дол­жа­те­лем дела Ака­де­мии счи­та­ла себя пла­то­нов­ская Ака­де­мия во Фло­рен­ции, осно­ван­ная в 1459 и на дея­тель­ность кото­рой боль­шое вли­я­ние ока­зы­ва­ла фило­со­фия эпо­хи Воз­рож­де­ния. Ака­де­ми­я­ми назы­ва­ют­ся с тех пор объ­еди­не­ния уче­ных и опре­де­лен­ные науч­ные или учеб­ные заведе­ния.

См. также:
АКАДЕМИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРЕТРИКИ, ЕРЕТРИКИ • АГНОЗИЯ • ЕВДАМОНИЗМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Академия Платона.
Мозаика из Помпей (Вилла Т. Симиния Стефана).
II стиль. Начало I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LIX.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА