Словарь античности

АЛЛЕГОРИЯ (греч. al­le­go­rein — гово­рить ина­че), тер­мин в тео­рии рито­ри­ки для обо­зна­че­ния про­стран­но­го, раз­вер­ну­то­го срав­не­ния. Образ­ное пред­став­ле­ние абстракт­ных поня­тий и вза­и­моот­но­ше­ния вещей появи­лось в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (Апел­лес) и в лите­ра­ту­ре со вре­ме­ни Гоме­ра (Геси­од, Архи­лох, Але­кей); осо­бен­но часто алле­го­рия встре­ча­ет­ся у рим­ских поэтов Вер­ги­лия, Гора­ция и Овидия. Пер­вым пол­но­стью алле­го­ри­че­ским про­из­веде­ни­ем явля­ет­ся «Пси­хо­ма­хия» («Psy­cho­machie») Пруден­ция, заим­ст­во­ва­ния из кото­рой были широ­ко рас­про­стра­не­ны в сред­ние века.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Аллегория.
Нидерландский мастер XVI в.
Дерево, масло. 70 × 102,5 см.
Москва, Коллекция Л. И. Толстой.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория могущества любви.
Миниатюрная амфора. Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
Высота тулова (подлинная часть) 5,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с аллегорией плодородия.
Серебро, позолота.
2-я пол. I в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория победы Октавиана при Акциуме.
Портрет Октавиана, козерог, керикей, щит, дельфин, трезубец, алтарь и рука, держащая корабельное украшение.
Надпись: OCT. CAES. AVG. TER. MA. RQ. VOT. PUB.
Сардоникс.
20-е гг. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория победы при Акциуме.
Сардоникс.
Рим. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория могущества любви.
Афродита, Аполлон, Артемида, Гименей в окружении эротов.
Амфориск из сардоникса. Начало I в. Высота 5,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА