АНАКСИМАНДР (ок. 611—546 до н. э.), греческий философ из Милета, вероятно, выходец из торговой аристократии. Наиболее яркий представитель ионийской натурфилософии, последователь Фалеса; очевидно, первый философ, который стал писать прозой. На основной вопрос ионийской натурфилософии, что является первоначалом всех вещей, Анаксимандр отвечал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия. Он называл ее апейроном, т. е. бесконечным, безграничным, вечным, неизменным, из него возникают все вещи и после своей гибели в него же возвращаются. Апейрон, по Анаксимандру, не являлся поддающейся эмпирическому восприятию первичной или основной субстанцией, как, например, вода у Фалеса или воздух у Анаксимена. Т. о., апейрон представлял собой более высокую ступень философской абстракции. Из апейрона выделяются две основные противоположности: холодное и теплое, затем влажное и сухое, взаимодействие между которыми образует вещи и миры. Картина мира у Анаксимандра следующая: в центре мироздания располагается неподвижная Земля, имеющая цилиндрическую форму, она свободно парит в воздухе вследствие равного расстояния от нее небесных тел. Первоначально Земля была покрыта водой, затем вследствие воздействия солнечных лучей часть влаги испарилась и появилась суша. Первые животные произошли из морского ила и в свою очередь дали начало роду людскому. По Анаксимандру, существует бесконечное множество миров, которые расположены как последовательно во времени, так и рядом друг с другом. Таким образом, Анаксимандр предпринял попытку дать всеобъемлющее, рациональное объяснение мира и жизни, свободное от мифологии, а также наивно-материалистическое и диалектическое их толкование. Происхождение звезд и их движения, облаков, землетрясений объяснялись естественными причинами. С именем Анаксимандра связывается создание небесного глобуса и географические карты.
См. также:
АНАКСИМАНДР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.