АНТРОПОЛОГИЯ (греч. учение о человеке). Понятие антропологии в современном значении, как науки о природе и происхождении человека и расах, в современном и будущем этапе развития гоминид (человекообразных) восходит к Аристотелю. Своим всеобъемлющим осмыслением природы он заложил основы научной антропологии, исходящей из систематического наблюдения и сравнительной анатомической классификации всего животного мира. Человек в представлении Аристотеля являлся частицей космоса, воплощал в себе единство духа и тела, венчал все многообразие живых существ. Однако различия между людьми рассматривались антропологией не с точки зрения их телесной дифференциации, а с социально-психологических позиций. Выводы Аристотеля о месте человека в природном мире были сформулированы Линнеем лишь два тысячелетия спустя. Согласно дошедшим до нас сведениям, вопросами наследования внешних черт людьми занимались Платон, Гиппократ и Аристотель. Главное внимание обращалось на внешние различия представителей отдельных народов. Геродот, родоначальник этнографии, тщательно описывал наблюдаемые им телесные и культурные особенности народов. Вместо рас Геродот употреблял понятие этнос. Его труды позволяют сделать вывод, что причину возникновения расовых различий он видел не только в наследственных факторах и влиянии климатических условий, но и в различных укладах жизни народов. В глубокой древности у эллинов сложились представления, согласно которым их отношение к соседним и удаленным народам характеризовалось не презрением, а скорее их идеализацией. (Это было распространено и у римлян, о чем свидетельствуют, например, высказывания Тацита о германцах). Варварские народы представлялись выразителями некоего безмятежного, «чистого», первобытного состояния человечества. Военные кампании Александра Македонского позволили расширить этнографическую картину мира; идеализируемые народы были отодвинуты на периферию. Новыми «идеальными» народами стали индийцы и другие. «Расового вопроса» не существовало, людей различали не по их национальной принадлежности или цвету кожи, а делили на свободных и рабов. Никогда не делалось даже попытки разделить людей по расовому признаку; известны только случаи разделения людей на основе психических особенностей. Так, например, в трудах по страноведению и народоведению Посидония содержатся наблюдения о якобы психической примитивности менее цивилизованных народов, сделаны выводы о взаимосвязи биологической приспособляемости и степени цивилизованности, трактуемой в качестве доместикации (утверждалось, что народы, как растения и животные, могут успешно развиваться только на своей родине; переселившиеся на Юг северные народы утратили свою первозданную силу, выродились и изнежились, как доместицированные, т. е. прирученные животные), и перенесены эти взгляды на всю психофизиологическую конституцию народов. Теория Посидония о расовых различиях носит отчетливые космологические черты (например, что причина телесных различий между представителями северных народов, имеющих крупное телосложение и белый цвет кожи, и более низкорослыми и смуглыми представителями южных народов — астральные и атмосферные влияния). Изображения человека в греческом искусстве свидетельствуют о тщательных наблюдениях за манерой поведения людей и их движениями, а также о блестящем знании внешней топографической анатомии тела. При этом типичные и расовые особенности людей не передавались; также и индивидуальное во многом оттеснялось на задний план. В качестве идеала искусства выступала некая обобщенная благородная греческая личность. Римские ученые не внесли в антропологию каких-либо кардинально новых знаний. Богатейший и единственный в своем роде материал о народах и расах, объединенных под властью Рима, не был научно осмыслен. Древнегреческое утверждение о том, что люди рождаются свободными и рабами, нисколько не потеряло в Риме своей актуальности и продолжало разделять людей по социальному, а не по антропологическому признаку.