Словарь античности

АПИС (греч., егип.), свя­щен­ный бык у древ­них егип­тян, одно из глав­ных божеств. Апис имел мно­го­чис­лен­ные, раз­лич­ные по харак­те­ру и зна­чи­мо­сти отно­ше­ния с дру­ги­ми бога­ми, в первую оче­редь с Оси­ри­сом, с кото­рым Апи­са свя­зы­вал куль­то­вый аспект пло­до­ро­дия, при­су­щий им обо­им. В част­но­сти, древ­ние вери­ли в то, что бык, выпу­щен­ный на поля, повы­ша­ет их пло­до­ро­дие. Бык, чтобы счи­тать­ся свя­щен­ным, обя­за­тель­но дол­жен был иметь осо­бые при­ме­ты, опи­са­ние кото­рых встре­ча­ет­ся у мно­гих гре­че­ских и латин­ских писа­те­лей (чер­ная масть, белое пят­но на лбу). Умер­ше­го Апи­са баль­за­ми­ро­ва­ли и хоро­ни­ли в т. н. Сера­пей­оне. Избра­ние ново­го свя­щен­но­го быка отме­ча­лось народ­ным празд­ни­ком, рав­но как и смерть Апи­са вызы­ва­ла все­на­род­ный тра­ур. Гре­ки отож­дествля­ли Апи­са, как сына Зев­са и Ио (в обли­чье коро­вы), с мифи­че­ским еги­пет­ским царем Эпа­фом.


Апис. Брон­за. Лон­дон, Бри­тан­ский музей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Апис.
Бронза.
Лондон, Британский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА