Словарь античности

АРИАНЕ, сто­рон­ни­ки и при­вер­жен­цы уче­ния алек­сан­дрий­ско­го пре­сви­те­ра Ария (ум. в 335); в отли­чие от Афа­на­сия утвер­ждал, что сын божий Хри­стос не истин­ный бог, а лишь «пре­вос­ход­ней­шее тво­ре­ние» бога-отца. Это уче­ние вызва­ло оже­сто­чен­ный бого­слов­ский спор в хри­сти­ан­ской церк­ви (4 в.), в кото­ром пере­пле­лись бого­слов­ские и поли­ти­че­ские кон­цеп­ции. В 325 ари­ан­ство было при­зна­но Никей­ским собо­ром ере­ти­че­ским, а Арий отлу­чен от церк­ви. Несмот­ря на это, ари­ане дол­гое вре­мя про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать в Рим­ской импе­рии и неко­то­рых государ­ствах Запад­ной Евро­пы. Избра­ние Уль­фи­лы (или Вуль­фи­лы, 311—383) пер­вым епи­ско­пом готов зна­ме­но­ва­ло при­ня­тие восточ­ны­ми гер­ман­ца­ми хри­сти­ан­ства в ари­ан­ской фор­ме. В 497 франк­ский король Хло­двиг отдал пред­по­чте­ние като­ли­че­ской фор­ме хри­сти­ан­ства, что озна­ча­ло пол­ную утра­ту ари­ан­ст­вом сво­его зна­че­ния.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА