АРХИВ (греч. archeion — прочный дом), в древности — место хранения важных государственных документов; первоначально — канцелярия, ведавшая регистрацией, учетом входящих и исходящих государственных бумаг. Как показывают найденные в Кноссе и Фесте на Крите и в Пилосе на Пелопоннесе глиняные таблицы, на развитие греческого архива определенное влияние оказали клинописные государственные и хозяйственные архивы Малой Азии. В Афинах оригиналы законов, государственных договоров, почетных грамот и т. д. первоначально отдавали на хранение семерым номофилакам. В 4 в. до н. э. при храме Метроон возникло централизованное хранилище оригиналов или служебных копий (на папирусе или деревянных таблицах) законов, решений народных собраний и совета, договоров, государственных счетов и документов важнейших судебных процессов. В Египте были найдены несколько довольно крупных частных архивов, например архив документов на арамейском языке еврейской общины из Элефантины и архив Зенона в Филадельфии. Государственный архив Рима располагался в храме Сатурна и управлялся городскими квесторами. Плебейский архив находился в храме Цереры. Архивы существовали и в провинциях.