Словарь античности

АТЕИЗМ (от греч. atheos — отри­ца­ние бога), без­бо­жие, отри­ца­ние суще­ст­во­ва­ния бога; миро­воз­зре­ние, отвер­гаю­щее веру в богов вооб­ще или веру в обще­при­знан­ных богов. В антич­ную эпо­ху ате­изм про­яв­лял­ся в раз­лич­ных фор­мах. Ксе­но­фан высту­пал, напри­мер, про­тив антро­по­морф­ных пред­став­ле­ний о боже­ствах. Ряд ярко выра­жен­ных ате­и­сти­че­ских черт был при­сущ уче­ни­ям софи­стов, кини­ков, скеп­ти­ков, Эпи­ку­ра и Лукре­ция. Ана­к­са­гор и Сократ были обви­не­ны в без­бо­жии и осуж­де­ны, что свиде­тель­ст­во­ва­ло о пре­сле­до­ва­нии за ате­изм даже в демо­кра­ти­че­ских Афи­нах. При этом ате­изм про­яв­лял­ся в виде отри­ца­ния обще­при­знан­ных государ­ст­вен­ных богов, а не богов вооб­ще. Даже Эпи­кур при­зна­вал суще­ст­во­ва­ние богов в про­стран­стве меж­ду мира­ми. После­до­ва­тель­ный ате­изм был исклю­че­ни­ем; пред­став­ле­ния о богах в антич­ных мате­ри­а­ли­сти­че­ских уче­ни­ях не явля­лись их осно­во­по­ла­гаю­щи­ми чер­та­ми и пред­став­ля­ли собой ско­рее непо­сле­до­ва­тель­ность миро­воз­зрен­че­ской пози­ции.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА