АТТИЦИЗМ, восходит своими корнями к началу эллинизма и представляет собой явление, возникшее в области языковой грамматики и филологии. После смерти Александра Македонского, когда достижения в области культуры 5—4 вв. до н. э. принято было считать за образец, в Александрии и Пергаме возникла тенденция к филологической обработке литературного и особенно поэтического наследия. Лексикографические и грамматические исследования, а также связанный с издательской деятельностью александрийских грамматиков выбор «лучших из лучших» греческих авторов (т. н. Александрийский канон) привели к тому, что аттические авторы 5—4 вв. до н. э. были возведены в ранг образцовых; лексический арсенал и стилистика приобрели нормативную значимость. Подражание аттическим образцам стало принципом стилистики. Это повлекло бесплодную канонизацию литературного языка, вследствие чего он перестал быть живым, развивающимся общенародным греческим языком (койне), который возник в начале эллинистического периода и лег в основу среднегреческого языка. Свою теоретико-программную форму аттицизм приобрел в период противоборства с риторическим стилевым направлением азианизма, в 1 в. до н. э., когда в Риме усилился интерес к греческой риторике. В противоположность «больному» азийскому стилю аттицизм стремился к «здоровой», т. е. простой и ясной, манере изложения, которую пытался приобрести с помощью кропотливого изучения и заимствования языка классических аттических ораторов, в особенности Лисия. Своей вершины в греческой филологии аттицизм достиг в кон. 1 в. до н. э. в творчестве Дионисия Галикарнасского. В римскую манеру речи аттицизм проник ок. 50 до н. э. вследствие греческого влияния в качестве контртенденции по отношению к азийскому стилю Гортензия и других ораторов. Проводниками аттицизма являлись т. н. «молодые аттики». Стилистическое противоборство между азианизмом и аттицизмом в римской речи во времена Цицерона было продолжено в видоизмененной форме в 1 в. императорской эпохи. Конфронтация современного стилистического направления и архаичного привела в 2 в. н. э. к возникновению архаизма в римской литературе, главным представителем которого являлся Фронтон.
См. также:
АТТИЦИСТЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.