Словарь античности

АФИНЫ (греч. Athe­nai — г. Афи­ны), глав­ный город в Атти­ке, окру­жен­ный гора­ми, рас­по­ло­жен­ный в 5 км от моря и в 8 км от основ­но­го пор­та Пирей, с кото­рым Афи­ны в 461—456 были свя­за­ны Длин­ны­ми сте­на­ми. Цен­траль­ную часть горо­да обра­зо­вы­вал 156-мет­ро­вый, доступ­ный толь­ко с запа­да извест­ня­ко­вый холм Акро­поль, кото­рый уже в микен­ский пери­од являл­ся укреп­лен­ной цар­ской рези­ден­ци­ей. В пре­де­лах горо­да нахо­ди­лось еще несколь­ко воз­вы­шен­но­стей, наи­бо­лее извест­ны Аре­о­паг (холм Арея), Мусей­он (холм муз), Пникс и холм нимф. Объ­еди­не­ние Атти­ки под вла­стью Афин, соглас­но пре­да­нию осу­щест­влен­ное царем Тесе­ем, спо­соб­ст­во­ва­ло рас­цве­ту горо­да. Пер­во­на­чаль­но Афи­на­ми управ­ля­ли цари, одним из пер­вых был Кек­роп. Позд­нее власть пере­шла в руки земле­вла­дель­че­ской ари­сто­кра­тии (эвпат­ридов), из пред­ста­ви­те­лей кото­рой с 683—682 до н. э. еже­год­но изби­ра­ли выс­ших долж­ност­ных лиц Афин — архон­тов. Во 2-й пол. 7 в. до н. э. в горо­де раз­ра­зил­ся глу­бо­кий соци­аль­ный кри­зис, вызван­ный жесто­кой экс­плуа­та­ци­ей мел­ких кре­стьян круп­ны­ми ари­сто­кра­та­ми-земле­вла­дель­ца­ми. Ок. 632 Килон пред­при­нял без­успеш­ную попыт­ку, исполь­зуя эти про­ти­во­ре­чия, уста­но­вить тира­нию. Издан­ные Дра­ко­ном в 620 «писан­ные кро­вью» зако­ны ухуд­ши­ли поло­же­ние низ­ших сосло­вий. В 594—593 Солон с помо­щью реформ на непро­дол­жи­тель­ный пери­од уре­гу­ли­ро­вал внут­ри­по­ли­ти­че­скую ситу­а­цию. Эти­ми рефор­ма­ми поли­ти­че­ские пра­ва и обя­зан­но­сти рас­пре­де­ля­лись в соот­вет­ст­вии с иму­ще­ст­вен­ным поло­же­ни­ем, что при­ве­ло к лише­нию эвпат­ридов части их при­ви­ле­гий. Вновь обост­рив­ша­я­ся борь­ба за власть поз­во­ли­ла Писи­стра­ту в 561—560 при под­держ­ке кре­стьян из гор­ных рай­о­нов уста­но­вить тира­нию, кото­рая спо­соб­ст­во­ва­ла быст­ро­му эко­но­ми­че­ско­му, поли­ти­че­ско­му и куль­тур­но­му росту горо­да. В этот пери­од зна­чи­тель­но уве­ли­чил­ся экс­порт афин­ских кера­ми­че­ских изде­лий. Для без­опас­но­сти мор­ской тор­гов­ли с чер­но­мор­ски­ми коло­ни­я­ми, постав­ляв­ши­ми в основ­ном зер­но, в про­ли­вах были соору­же­ны укреп­лен­ные пунк­ты. При Писи­стра­те велось боль­шое стро­и­тель­ство как на Акро­по­ле, так и в ниж­нем горо­де, в Афи­нах работа­ли мно­гие худож­ни­ки и уче­ные, пре­иму­ще­ст­вен­но из быв­ших иони­че­ских обла­стей. Послед­ним из афин­ских тира­нов был Гип­пий, изгнан­ный в 510. В после­дую­щие годы демо­кра­ти­за­ции горо­да спо­соб­ст­во­ва­ли рефор­мы, про­во­ди­мые Кли­сфе­ном; он уни­что­жил остат­ки родо­во­го строя, создав 10 терри­то­ри­аль­ных окру­гов вме­сто 4 родо­вых. Во вре­мя Пер­сид­ских войн Афи­ны игра­ли вид­ную роль в осво­бо­ди­тель­ной борь­бе гре­ков; в 490 ими была одер­жа­на зна­ме­ни­тая победа при Мара­фоне. Лидер демо­кра­ти­че­ской груп­пи­ров­ки Феми­стокл про­во­дил поли­ти­ку, направ­лен­ную на укреп­ле­ние мор­ской мощи Афин. В 493 он издал указ о рас­ши­ре­нии пирей­ско­го пор­та; под его руко­вод­ст­вом был постро­ен (начи­ная с 483) силь­ный флот, кото­рый вме­сте с дру­ги­ми гре­че­ски­ми флота­ми одер­жал победу над мор­ски­ми сила­ми пер­сов в бит­ве у о. Сала­мин. В 480 и 479 Афи­ны были заво­е­ва­ны пер­са­ми, раз­ру­шив­ши­ми мно­гие свя­ти­ли­ща. После сра­же­ния при Пла­те­ях в 479 Афи­ны высту­пи­ли в отли­чие от Спар­ты за про­дол­же­ние вой­ны вплоть до осво­бож­де­ния гре­че­ских мало­азий­ских горо­дов и осно­ва­ли с этой целью в 478—477 Афин­ский мор­ской союз, где зани­ма­ли гла­вен­ст­ву­ю­щее поло­же­ние. С это­го момен­та начи­на­ет­ся про­дол­жи­тель­ная борь­ба Афин и Спар­ты за геге­мо­нию в Гре­ции. Наи­выс­ший поли­ти­че­ский и куль­тур­ный рас­цвет горо­да пада­ет на 479—431, т. н. пяти­де­ся­ти­ле­тие. Афи­ны пре­вра­ти­лись в центр куль­тур­ной жиз­ни Гре­ции, а заме­ча­тель­ные архи­тек­тур­ные построй­ки сде­ла­ли Афи­ны кра­си­вей­шим гре­че­ским горо­дом. В этот пери­од у вла­сти нахо­ди­лась демо­кра­ти­че­ская груп­пи­ров­ка с выдаю­щим­ся лиде­ром Пери­к­лом. В 462 демо­кра­там, пред­во­ди­мым Эфи­аль­том, уда­лось лишить аре­о­паг, в кото­ром тон зада­ва­ли ари­сто­кра­ты, боль­шин­ства поли­ти­че­ских прав. В сле­дую­щем году они изгна­ли из Афин лиде­ра ари­сто­кра­тии Кимо­на. В 457 афи­няне одер­жа­ли при Эно­фи­тах победу над Фива­ми, под­дер­жи­вае­мы­ми спар­тан­ца­ми. Извеч­ный тор­го­вый сопер­ник Афин — г. Эги­на был поко­рен в 456. В тек­сте заклю­чен­но­го в 449—448 т. н. Кал­ли­е­во­го мира Афи­ны при­зна­ва­лись веду­щим горо­дом Гре­ции; цель, ради кото­рой созда­вал­ся Делос­ский союз, была достиг­ну­та. С это­го момен­та начи­на­ет­ся созда­ние афин­ской импе­рии, попыт­ки выхо­да из кото­рой подав­ля­лись силой ору­жия. Выпла­чи­вае­мые чле­на­ми сою­за в общую каз­ну взно­сы состав­ля­ли базу эко­но­ми­че­ско­го и гра­до­стро­и­тель­но­го раз­ви­тия Афин. Заклю­чен­ный в 445 сро­ком на 30 лет мир с Пело­пон­нес­ским сою­зом поло­жил конец рас­прям меж­ду дву­мя гре­че­ски­ми сою­за­ми. Одна­ко уже в кон. 30-х гг. отно­ше­ния меж­ду ними вновь обост­ри­лись вслед­ст­вие столк­но­ве­ния тор­го­вых инте­ре­сов Корин­фа и Афин. Этот кри­зис при­вел в 431 к Пело­пон­нес­ской войне, в кото­рой Афи­ны в 404 потер­пе­ли пора­же­ние. В обла­сти куль­ту­ры Афи­ны сохра­ни­ли веду­щее поло­же­ние (фило­со­фия: Сократ, Пла­тон, Ари­сто­тель; рито­ри­ка: Демо­сфен). Уста­нов­лен­ный спар­тан­ца­ми в Афи­нах оли­гар­хи­че­ский режим был в 403 сверг­нут демо­кра­та­ми, пред­во­ди­мы­ми Фра­си­бу­лом; т. н. Тира­ния трид­ца­ти пала. Воз­ник­шие меж­ду Спар­той и Пер­си­ей про­ти­во­ре­чия были уме­ло исполь­зо­ва­ны Афи­на­ми. При Кононе Афи­ны вновь полу­чи­ли воз­мож­ность создать соб­ст­вен­ный флот; раз­ру­шен­ные в ходе Пело­пон­нес­ской вой­ны Длин­ные сте­ны были вос­ста­нов­ле­ны. Ок. 378 был осно­ван 2-й Афин­ский мор­ской союз, кото­рый не смог достиг­нуть могу­ще­ства 1-го. Уже во вре­мя меж­со­юз­ной вой­ны 357—355 боль­шин­ство чле­нов вышло из соста­ва сою­за. В этот пери­од все боль­шее вли­я­ние на гре­че­скую поли­ти­ку ста­ла ока­зы­вать Македо­ния. В Афи­нах македон­ско­го царя Филип­па II оце­ни­ва­ли по-раз­но­му: сто­рон­ни­ки Исо­кра­та — как выдаю­ще­го­ся гре­че­ско­го поли­ти­че­ско­го дея­те­ля; дру­гие, в первую оче­редь Демо­сфен, виде­ли в нем узур­па­то­ра извеч­ных гре­че­ских сво­бод. После бит­вы при Херо­нее в 338 Афи­ны заклю­чи­ли союз с Македо­ни­ей. Во вре­мя похо­да Алек­сандра Македон­ско­го в Азию Афи­ны пред­при­ня­ли попыт­ку осво­бо­дить­ся от македон­ской геге­мо­нии, одна­ко в 322 потер­пе­ли пора­же­ние в Ламий­ской войне. С 317 по 307 Афи­ны нахо­ди­лись под вла­стью оли­гар­хи­че­ско­го режи­ма во гла­ве с Демет­ри­ем Фалер­ским, дове­рен­ным лицом диа­до­ха Кас­сандра. В после­дую­щий пери­од Афи­ны игра­ли незна­чи­тель­ную поли­ти­че­скую роль и нахо­ди­лись под македон­ским вли­я­ни­ем. В 88 они объ­еди­ни­лись с Мит­ри­да­том VI про­тив рим­лян, кото­рые в 146 пре­вра­ти­ли Гре­цию в часть сво­ей дер­жа­вы. В 86 до н. э. город был заво­е­ван Сул­лой: мно­гие из про­из­веде­ний искус­ства были уве­зе­ны в Рим. Раз­ви­тие мест­ных фило­соф­ских школ сде­ла­ло Афи­ны в импе­ра­тор­скую эпо­ху широ­ко извест­ным во всех обла­стях Импе­рии куль­тур­ным цен­тром. При импе­ра­то­ре Адри­ане, кото­рый ока­зы­вал Афи­нам покро­ви­тель­ство, эти шко­лы были объ­еди­не­ны в один центр, т. н. Ате­ней. В 3 в. н. э. Афи­ны при­хо­дят в упа­док. В это вре­мя Гре­ция стра­да­ла от наше­ст­вий вар­ва­ров. Визан­тий­ские импе­ра­то­ры увез­ли из горо­да луч­шие памят­ни­ки искус­ства для укра­ше­ния Кон­стан­ти­но­по­ля. Закры­тие в 529 фило­соф­ских школ и пре­об­ра­зо­ва­ние хра­мов в церк­ви повлек­ло за собой поте­рю Афи­на­ми сво­его поло­же­ния как цен­тра духов­ной жиз­ни. Про­веден­ные уче­ны­ми раз­ных стран рас­коп­ки дали боль­шой и деталь­ный мате­ри­ал, поз­во­лив­ший про­из­ве­сти доволь­но точ­ную рекон­струк­цию горо­да. Акро­поль носит следы еще микен­ской застрой­ки (кре­пост­ная сте­на Пеласги­кон, остат­ки цар­ско­го двор­ца). Начи­ная с 6 в. до н. э. он застра­и­ва­ет­ся как куль­то­вый центр горо­да и место оби­та­ния город­ских богов. После раз­ру­ше­ний, вызван­ных Пер­сид­ски­ми вой­на­ми, воз­веден­ные на Акро­по­ле клас­си­че­ские построй­ки, нача­тые Пери­к­лом, при­об­ре­та­ют с сер. 5 в. до н. э. непо­вто­ри­мый блеск. Древ­ней­ший храм Афи­ны Поли­а­ды был окон­ча­тель­но вос­ста­нов­лен в 407 в иони­че­ском сти­ле. В 447—432 архи­тек­то­ры Иктин и Кал­ли­крат воз­ве­ли Пар­фе­нон, храм Афи­ны Девы, в цен­траль­ном зале кото­ро­го нахо­ди­лась сде­лан­ная из золота и сло­но­вой кости 12-мет­ро­вая ста­туя боги­ни, уста­нов­лен­ная в 438. Эта работа Фидия извест­на лишь по опи­са­ни­ям и под­ра­жа­ни­ям. Он участ­во­вал так­же в укра­ше­нии дру­гих зда­ний на Акро­по­ле. Сохра­ни­лись мно­гие скульп­тур­ные укра­ше­ния хра­ма (мето­пы, фриз, фрон­тон), выве­зен­ные в 1801—1803 англий­ским лор­дом Элджи­ном в Лон­дон и нахо­дя­щи­е­ся в насто­я­щее вре­мя в Бри­тан­ском музее. Постро­ен­ные в 437—431 Мне­си­к­лом Про­пи­леи, укра­шен­ные колон­на­ми, ста­ту­я­ми и кар­тин­ной гале­ре­ей, соче­та­ют мощь дори­че­ско­го и гра­ци­оз­ность иони­че­ско­го архи­тек­тур­ных орде­ров. Пер­вым постро­ен­ным в Атти­ке ок. 421 до н. э. по сде­лан­но­му Кал­ли­кра­том про­ек­ту и выпол­нен­ным в иони­че­ском сти­ле зда­ни­ем явля­ет­ся изящ­ный храм Ники, кото­рый почти пол­но­стью вос­ста­нов­лен. Воз­двиг­ну­тый в 421—406 Эрех­тей­он, непо­вто­ри­мый по сво­ей утон­чен­но­сти и эле­гант­но­сти храм, вклю­чил в себя несколь­ко преж­де само­сто­я­тель­ных свя­ти­лищ. Кари­а­ти­ды у южной сте­ны, так же как и пыш­ные двер­ные обрам­ле­ния — пре­крас­ные образ­цы клас­си­че­ско­го сти­ля, — слу­жи­ли объ­ек­та­ми позд­них под­ра­жа­ний. По всей терри­то­рии ска­ли­сто­го хол­ма были раз­бро­са­ны дру­гие хра­мы и мно­го­чис­лен­ные обще­ст­вен­ные и част­ные куль­то­вые дары, напри­мер ста­туя Афи­ны Про­ма­хос. В рим­ский пери­од к ним был добав­лен рас­по­ло­жен­ный восточ­нее Пар­фе­но­на неболь­шой круг­лый храм Ромы и Авгу­ста. Мно­го­чис­лен­ные свя­ти­ли­ща рас­по­ла­га­лись так­же на скло­нах Акро­по­ля, осо­бен­но в южной части, напри­мер, такие обшир­ные архи­тек­тур­ные ком­плек­сы, как Оде­он Геро­да Атти­ка (2 в. н. э.); постро­ен­ная по ука­зу пер­гам­ско­го вла­сти­те­ля Эвме­на II гале­рея Пест­рый пор­тик (2 в. н. э.); свя­ти­ли­ще бога вра­че­ва­ния Аскле­пия, культ кото­ро­го нашел рас­про­стра­не­ние в Афи­нах начи­ная при­мер­но с 420 до н. э.; постро­ен­ный в 4 в. до н. э. из кам­ня и под­верг­ший­ся мно­го­чис­лен­ным пере­строй­кам театр Дио­ни­са, а так­же памят­ник Лиси­кра­та (335—334), пред­став­ляв­ший собой круг­лое зда­ние с коринф­ски­ми колон­на­ми. Аме­ри­кан­ские рас­коп­ки, про­веден­ные на Аго­ре, цен­тре афин­ской обще­ст­вен­ной жиз­ни, обна­ру­жи­ли сохра­нив­ши­е­ся фун­да­мен­ты гале­рей, хра­мов и обще­ст­вен­ных зда­ний; в ходе рас­ко­пок была вос­ста­нов­ле­на Стоа Атта­ла II из Пер­га­ма (2 в. до н. э.). На воз­вы­шаю­щем­ся к севе­ро-запа­ду от Аго­ры хол­ме в цен­тре ремес­лен­но­го квар­та­ла нахо­дит­ся сохра­нив­ший­ся луч­ше дру­гих гре­че­ский храм, т. н. Тесей­он. До сих пор не уда­лось уста­но­вить место рас­по­ло­же­ния Стоа Пой­ки­ле — гале­реи, укра­шен­ной кар­ти­на­ми и куль­то­вы­ми дара­ми. В восточ­ной части горо­да, рядом с рим­ски­ми рын­ка­ми и биб­лио­те­кой Адри­а­на, выси­лась т. н. Баш­ня вет­ров (Хоро­ло­ги­он; 1 в. до н. э.), вось­ми­гран­ное соору­же­ние из мра­мо­ра с огром­ны­ми водя­ны­ми часа­ми. Немец­ки­ми уче­ны­ми были про­веде­ны рас­коп­ки афин­ско­го нек­ро­по­ля, пер­вые погре­бе­ния на кото­ром отно­сят­ся ко 2-му тыс. до н. э. Он рас­по­ла­гал­ся за пре­де­ла­ми горо­да в севе­ро-запад­ном направ­ле­нии и назы­вал­ся «кера­мик» по назва­нию квар­та­ла гор­шеч­ни­ков, воз­ник­ше­го поз­же на этом месте. При рас­коп­ках най­де­но мно­го захо­ро­не­ний и над­гроб­ных памят­ни­ков раз­лич­ных видов и вре­мен. С клад­би­щем гра­ни­чил рай­он Дипи­лон с город­ски­ми ворота­ми, частью укреп­лен­ной сте­ны (дли­ной 6,5 км), постро­ен­ной Феми­сто­к­лом. От ворот начи­на­лась Элев­син­ская свя­щен­ная доро­га и ули­ца, веду­щая к садам Ака­де­ма. На терри­то­рии при­мы­кав­ше­го с восто­ка к ста­рым Афи­нам ново­го горо­да Адри­а­на нахо­дил­ся Олим­пей­он, стро­и­тель­ство кото­ро­го нача­лось еще при Писи­стра­те в кон. 6 в. до н. э. и было закон­че­но при Адри­ане ок. 130 н. э. Храм пред­став­лял собой диптер коринф­ско­го сти­ля с тре­мя ряда­ми колонн вдоль пере­д­не­го и зад­не­го фаса­дов. На про­ти­во­по­лож­ном по отно­ше­нию к горо­ду бере­гу неболь­шой р. Илисс, про­те­кав­шей к югу от Афин, рас­по­ла­га­лись дру­гие древ­ние свя­ти­ли­ща (напри­мер, Мет­ро­он), а так­же ста­ди­он, постро­ен­ный в 4 в. до н. э. и рекон­струи­ро­ван­ный при Геро­де Атти­ке.


Древ­ние Афи­ны

См. также:
АФИНЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМБОЛИМА, ЕМБОЛИМА • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДИСПОНТИЙ • ДРИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Вид древнейшей части Афин.

Афины.
2. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Реконструкция крыши галереи на городской стене Афин.

Афины.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах у Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
4. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Агора в Афинах.
Реконструкция Георга Релендера (Georg Rehlender) (1845—1892).
Афины.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аякс Малый (Эант Оилид) отрывает Кассандру от Палладиума в храме Афины на глазах у Приама.
Фреска в комнате 4 дома Квинта Поппея Сабина (т. н. Доме Менандра).
IV стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Афинский акрополь в конце XIX в.

Афины, Акрополь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА