Словарь античности

АФИНЫ (греч. Athe­nai — г. Афи­ны), глав­ный город в Атти­ке, окру­жен­ный гора­ми, рас­по­ло­жен­ный в 5 км от моря и в 8 км от основ­но­го пор­та Пирей, с кото­рым Афи­ны в 461—456 были свя­за­ны Длин­ны­ми сте­на­ми. Цен­траль­ную часть горо­да обра­зо­вы­вал 156-мет­ро­вый, доступ­ный толь­ко с запа­да извест­ня­ко­вый холм Акро­поль, кото­рый уже в микен­ский пери­од являл­ся укреп­лен­ной цар­ской рези­ден­ци­ей. В пре­де­лах горо­да нахо­ди­лось еще несколь­ко воз­вы­шен­но­стей, наи­бо­лее извест­ны Аре­о­паг (холм Арея), Мусей­он (холм муз), Пникс и холм нимф. Объ­еди­не­ние Атти­ки под вла­стью Афин, соглас­но пре­да­нию осу­щест­влен­ное царем Тесе­ем, спо­соб­ст­во­ва­ло рас­цве­ту горо­да. Пер­во­на­чаль­но Афи­на­ми управ­ля­ли цари, одним из пер­вых был Кек­роп. Позд­нее власть пере­шла в руки земле­вла­дель­че­ской ари­сто­кра­тии (эвпат­ридов), из пред­ста­ви­те­лей кото­рой с 683—682 до н. э. еже­год­но изби­ра­ли выс­ших долж­ност­ных лиц Афин — архон­тов. Во 2-й пол. 7 в. до н. э. в горо­де раз­ра­зил­ся глу­бо­кий соци­аль­ный кри­зис, вызван­ный жесто­кой экс­плуа­та­ци­ей мел­ких кре­стьян круп­ны­ми ари­сто­кра­та­ми-земле­вла­дель­ца­ми. Ок. 632 Килон пред­при­нял без­успеш­ную попыт­ку, исполь­зуя эти про­ти­во­ре­чия, уста­но­вить тира­нию. Издан­ные Дра­ко­ном в 620 «писан­ные кро­вью» зако­ны ухуд­ши­ли поло­же­ние низ­ших сосло­вий. В 594—593 Солон с помо­щью реформ на непро­дол­жи­тель­ный пери­од уре­гу­ли­ро­вал внут­ри­по­ли­ти­че­скую ситу­а­цию. Эти­ми рефор­ма­ми поли­ти­че­ские пра­ва и обя­зан­но­сти рас­пре­де­ля­лись в соот­вет­ст­вии с иму­ще­ст­вен­ным поло­же­ни­ем, что при­ве­ло к лише­нию эвпат­ридов части их при­ви­ле­гий. Вновь обост­рив­ша­я­ся борь­ба за власть поз­во­ли­ла Писи­стра­ту в 561—560 при под­держ­ке кре­стьян из гор­ных рай­о­нов уста­но­вить тира­нию, кото­рая спо­соб­ст­во­ва­ла быст­ро­му эко­но­ми­че­ско­му, поли­ти­че­ско­му и куль­тур­но­му росту горо­да. В этот пери­од зна­чи­тель­но уве­ли­чил­ся экс­порт афин­ских кера­ми­че­ских изде­лий. Для без­опас­но­сти мор­ской тор­гов­ли с чер­но­мор­ски­ми коло­ни­я­ми, постав­ляв­ши­ми в основ­ном зер­но, в про­ли­вах были соору­же­ны укреп­лен­ные пунк­ты. При Писи­стра­те велось боль­шое стро­и­тель­ство как на Акро­по­ле, так и в ниж­нем горо­де, в Афи­нах работа­ли мно­гие худож­ни­ки и уче­ные, пре­иму­ще­ст­вен­но из быв­ших иони­че­ских обла­стей. Послед­ним из афин­ских тира­нов был Гип­пий, изгнан­ный в 510. В после­дую­щие годы демо­кра­ти­за­ции горо­да спо­соб­ст­во­ва­ли рефор­мы, про­во­ди­мые Кли­сфе­ном; он уни­что­жил остат­ки родо­во­го строя, создав 10 терри­то­ри­аль­ных окру­гов вме­сто 4 родо­вых. Во вре­мя Пер­сид­ских войн Афи­ны игра­ли вид­ную роль в осво­бо­ди­тель­ной борь­бе гре­ков; в 490 ими была одер­жа­на зна­ме­ни­тая победа при Мара­фоне. Лидер демо­кра­ти­че­ской груп­пи­ров­ки Феми­стокл про­во­дил поли­ти­ку, направ­лен­ную на укреп­ле­ние мор­ской мощи Афин. В 493 он издал указ о рас­ши­ре­нии пирей­ско­го пор­та; под его руко­вод­ст­вом был постро­ен (начи­ная с 483) силь­ный флот, кото­рый вме­сте с дру­ги­ми гре­че­ски­ми флота­ми одер­жал победу над мор­ски­ми сила­ми пер­сов в бит­ве у о. Сала­мин. В 480 и 479 Афи­ны были заво­е­ва­ны пер­са­ми, раз­ру­шив­ши­ми мно­гие свя­ти­ли­ща. После сра­же­ния при Пла­те­ях в 479 Афи­ны высту­пи­ли в отли­чие от Спар­ты за про­дол­же­ние вой­ны вплоть до осво­бож­де­ния гре­че­ских мало­азий­ских горо­дов и осно­ва­ли с этой целью в 478—477 Афин­ский мор­ской союз, где зани­ма­ли гла­вен­ст­ву­ю­щее поло­же­ние. С это­го момен­та начи­на­ет­ся про­дол­жи­тель­ная борь­ба Афин и Спар­ты за геге­мо­нию в Гре­ции. Наи­выс­ший поли­ти­че­ский и куль­тур­ный рас­цвет горо­да пада­ет на 479—431, т. н. пяти­де­ся­ти­ле­тие. Афи­ны пре­вра­ти­лись в центр куль­тур­ной жиз­ни Гре­ции, а заме­ча­тель­ные архи­тек­тур­ные построй­ки сде­ла­ли Афи­ны кра­си­вей­шим гре­че­ским горо­дом. В этот пери­од у вла­сти нахо­ди­лась демо­кра­ти­че­ская груп­пи­ров­ка с выдаю­щим­ся лиде­ром Пери­к­лом. В 462 демо­кра­там, пред­во­ди­мым Эфи­аль­том, уда­лось лишить аре­о­паг, в кото­ром тон зада­ва­ли ари­сто­кра­ты, боль­шин­ства поли­ти­че­ских прав. В сле­дую­щем году они изгна­ли из Афин лиде­ра ари­сто­кра­тии Кимо­на. В 457 афи­няне одер­жа­ли при Эно­фи­тах победу над Фива­ми, под­дер­жи­вае­мы­ми спар­тан­ца­ми. Извеч­ный тор­го­вый сопер­ник Афин — г. Эги­на был поко­рен в 456. В тек­сте заклю­чен­но­го в 449—448 т. н. Кал­ли­е­во­го мира Афи­ны при­зна­ва­лись веду­щим горо­дом Гре­ции; цель, ради кото­рой созда­вал­ся Делос­ский союз, была достиг­ну­та. С это­го момен­та начи­на­ет­ся созда­ние афин­ской импе­рии, попыт­ки выхо­да из кото­рой подав­ля­лись силой ору­жия. Выпла­чи­вае­мые чле­на­ми сою­за в общую каз­ну взно­сы состав­ля­ли базу эко­но­ми­че­ско­го и гра­до­стро­и­тель­но­го раз­ви­тия Афин. Заклю­чен­ный в 445 сро­ком на 30 лет мир с Пело­пон­нес­ским сою­зом поло­жил конец рас­прям меж­ду дву­мя гре­че­ски­ми сою­за­ми. Одна­ко уже в кон. 30-х гг. отно­ше­ния меж­ду ними вновь обост­ри­лись вслед­ст­вие столк­но­ве­ния тор­го­вых инте­ре­сов Корин­фа и Афин. Этот кри­зис при­вел в 431 к Пело­пон­нес­ской войне, в кото­рой Афи­ны в 404 потер­пе­ли пора­же­ние. В обла­сти куль­ту­ры Афи­ны сохра­ни­ли веду­щее поло­же­ние (фило­со­фия: Сократ, Пла­тон, Ари­сто­тель; рито­ри­ка: Демо­сфен). Уста­нов­лен­ный спар­тан­ца­ми в Афи­нах оли­гар­хи­че­ский режим был в 403 сверг­нут демо­кра­та­ми, пред­во­ди­мы­ми Фра­си­бу­лом; т. н. Тира­ния трид­ца­ти пала. Воз­ник­шие меж­ду Спар­той и Пер­си­ей про­ти­во­ре­чия были уме­ло исполь­зо­ва­ны Афи­на­ми. При Кононе Афи­ны вновь полу­чи­ли воз­мож­ность создать соб­ст­вен­ный флот; раз­ру­шен­ные в ходе Пело­пон­нес­ской вой­ны Длин­ные сте­ны были вос­ста­нов­ле­ны. Ок. 378 был осно­ван 2-й Афин­ский мор­ской союз, кото­рый не смог достиг­нуть могу­ще­ства 1-го. Уже во вре­мя меж­со­юз­ной вой­ны 357—355 боль­шин­ство чле­нов вышло из соста­ва сою­за. В этот пери­од все боль­шее вли­я­ние на гре­че­скую поли­ти­ку ста­ла ока­зы­вать Македо­ния. В Афи­нах македон­ско­го царя Филип­па II оце­ни­ва­ли по-раз­но­му: сто­рон­ни­ки Исо­кра­та — как выдаю­ще­го­ся гре­че­ско­го поли­ти­че­ско­го дея­те­ля; дру­гие, в первую оче­редь Демо­сфен, виде­ли в нем узур­па­то­ра извеч­ных гре­че­ских сво­бод. После бит­вы при Херо­нее в 338 Афи­ны заклю­чи­ли союз с Македо­ни­ей. Во вре­мя похо­да Алек­сандра Македон­ско­го в Азию Афи­ны пред­при­ня­ли попыт­ку осво­бо­дить­ся от македон­ской геге­мо­нии, одна­ко в 322 потер­пе­ли пора­же­ние в Ламий­ской войне. С 317 по 307 Афи­ны нахо­ди­лись под вла­стью оли­гар­хи­че­ско­го режи­ма во гла­ве с Демет­ри­ем Фалер­ским, дове­рен­ным лицом диа­до­ха Кас­сандра. В после­дую­щий пери­од Афи­ны игра­ли незна­чи­тель­ную поли­ти­че­скую роль и нахо­ди­лись под македон­ским вли­я­ни­ем. В 88 они объ­еди­ни­лись с Мит­ри­да­том VI про­тив рим­лян, кото­рые в 146 пре­вра­ти­ли Гре­цию в часть сво­ей дер­жа­вы. В 86 до н. э. город был заво­е­ван Сул­лой: мно­гие из про­из­веде­ний искус­ства были уве­зе­ны в Рим. Раз­ви­тие мест­ных фило­соф­ских школ сде­ла­ло Афи­ны в импе­ра­тор­скую эпо­ху широ­ко извест­ным во всех обла­стях Импе­рии куль­тур­ным цен­тром. При импе­ра­то­ре Адри­ане, кото­рый ока­зы­вал Афи­нам покро­ви­тель­ство, эти шко­лы были объ­еди­не­ны в один центр, т. н. Ате­ней. В 3 в. н. э. Афи­ны при­хо­дят в упа­док. В это вре­мя Гре­ция стра­да­ла от наше­ст­вий вар­ва­ров. Визан­тий­ские импе­ра­то­ры увез­ли из горо­да луч­шие памят­ни­ки искус­ства для укра­ше­ния Кон­стан­ти­но­по­ля. Закры­тие в 529 фило­соф­ских школ и пре­об­ра­зо­ва­ние хра­мов в церк­ви повлек­ло за собой поте­рю Афи­на­ми сво­его поло­же­ния как цен­тра духов­ной жиз­ни. Про­веден­ные уче­ны­ми раз­ных стран рас­коп­ки дали боль­шой и деталь­ный мате­ри­ал, поз­во­лив­ший про­из­ве­сти доволь­но точ­ную рекон­струк­цию горо­да. Акро­поль носит следы еще микен­ской застрой­ки (кре­пост­ная сте­на Пеласги­кон, остат­ки цар­ско­го двор­ца). Начи­ная с 6 в. до н. э. он застра­и­ва­ет­ся как куль­то­вый центр горо­да и место оби­та­ния город­ских богов. После раз­ру­ше­ний, вызван­ных Пер­сид­ски­ми вой­на­ми, воз­веден­ные на Акро­по­ле клас­си­че­ские построй­ки, нача­тые Пери­к­лом, при­об­ре­та­ют с сер. 5 в. до н. э. непо­вто­ри­мый блеск. Древ­ней­ший храм Афи­ны Поли­а­ды был окон­ча­тель­но вос­ста­нов­лен в 407 в иони­че­ском сти­ле. В 447—432 архи­тек­то­ры Иктин и Кал­ли­крат воз­ве­ли Пар­фе­нон, храм Афи­ны Девы, в цен­траль­ном зале кото­ро­го нахо­ди­лась сде­лан­ная из золота и сло­но­вой кости 12-мет­ро­вая ста­туя боги­ни, уста­нов­лен­ная в 438. Эта работа Фидия извест­на лишь по опи­са­ни­ям и под­ра­жа­ни­ям. Он участ­во­вал так­же в укра­ше­нии дру­гих зда­ний на Акро­по­ле. Сохра­ни­лись мно­гие скульп­тур­ные укра­ше­ния хра­ма (мето­пы, фриз, фрон­тон), выве­зен­ные в 1801—1803 англий­ским лор­дом Элджи­ном в Лон­дон и нахо­дя­щи­е­ся в насто­я­щее вре­мя в Бри­тан­ском музее. Постро­ен­ные в 437—431 Мне­си­к­лом Про­пи­леи, укра­шен­ные колон­на­ми, ста­ту­я­ми и кар­тин­ной гале­ре­ей, соче­та­ют мощь дори­че­ско­го и гра­ци­оз­ность иони­че­ско­го архи­тек­тур­ных орде­ров. Пер­вым постро­ен­ным в Атти­ке ок. 421 до н. э. по сде­лан­но­му Кал­ли­кра­том про­ек­ту и выпол­нен­ным в иони­че­ском сти­ле зда­ни­ем явля­ет­ся изящ­ный храм Ники, кото­рый почти пол­но­стью вос­ста­нов­лен. Воз­двиг­ну­тый в 421—406 Эрех­тей­он, непо­вто­ри­мый по сво­ей утон­чен­но­сти и эле­гант­но­сти храм, вклю­чил в себя несколь­ко преж­де само­сто­я­тель­ных свя­ти­лищ. Кари­а­ти­ды у южной сте­ны, так же как и пыш­ные двер­ные обрам­ле­ния — пре­крас­ные образ­цы клас­си­че­ско­го сти­ля, — слу­жи­ли объ­ек­та­ми позд­них под­ра­жа­ний. По всей терри­то­рии ска­ли­сто­го хол­ма были раз­бро­са­ны дру­гие хра­мы и мно­го­чис­лен­ные обще­ст­вен­ные и част­ные куль­то­вые дары, напри­мер ста­туя Афи­ны Про­ма­хос. В рим­ский пери­од к ним был добав­лен рас­по­ло­жен­ный восточ­нее Пар­фе­но­на неболь­шой круг­лый храм Ромы и Авгу­ста. Мно­го­чис­лен­ные свя­ти­ли­ща рас­по­ла­га­лись так­же на скло­нах Акро­по­ля, осо­бен­но в южной части, напри­мер, такие обшир­ные архи­тек­тур­ные ком­плек­сы, как Оде­он Геро­да Атти­ка (2 в. н. э.); постро­ен­ная по ука­зу пер­гам­ско­го вла­сти­те­ля Эвме­на II гале­рея Пест­рый пор­тик (2 в. н. э.); свя­ти­ли­ще бога вра­че­ва­ния Аскле­пия, культ кото­ро­го нашел рас­про­стра­не­ние в Афи­нах начи­ная при­мер­но с 420 до н. э.; постро­ен­ный в 4 в. до н. э. из кам­ня и под­верг­ший­ся мно­го­чис­лен­ным пере­строй­кам театр Дио­ни­са, а так­же памят­ник Лиси­кра­та (335—334), пред­став­ляв­ший собой круг­лое зда­ние с коринф­ски­ми колон­на­ми. Аме­ри­кан­ские рас­коп­ки, про­веден­ные на Аго­ре, цен­тре афин­ской обще­ст­вен­ной жиз­ни, обна­ру­жи­ли сохра­нив­ши­е­ся фун­да­мен­ты гале­рей, хра­мов и обще­ст­вен­ных зда­ний; в ходе рас­ко­пок была вос­ста­нов­ле­на Стоа Атта­ла II из Пер­га­ма (2 в. до н. э.). На воз­вы­шаю­щем­ся к севе­ро-запа­ду от Аго­ры хол­ме в цен­тре ремес­лен­но­го квар­та­ла нахо­дит­ся сохра­нив­ший­ся луч­ше дру­гих гре­че­ский храм, т. н. Тесей­он. До сих пор не уда­лось уста­но­вить место рас­по­ло­же­ния Стоа Пой­ки­ле — гале­реи, укра­шен­ной кар­ти­на­ми и куль­то­вы­ми дара­ми. В восточ­ной части горо­да, рядом с рим­ски­ми рын­ка­ми и биб­лио­те­кой Адри­а­на, выси­лась т. н. Баш­ня вет­ров (Хоро­ло­ги­он; 1 в. до н. э.), вось­ми­гран­ное соору­же­ние из мра­мо­ра с огром­ны­ми водя­ны­ми часа­ми. Немец­ки­ми уче­ны­ми были про­веде­ны рас­коп­ки афин­ско­го нек­ро­по­ля, пер­вые погре­бе­ния на кото­ром отно­сят­ся ко 2-му тыс. до н. э. Он рас­по­ла­гал­ся за пре­де­ла­ми горо­да в севе­ро-запад­ном направ­ле­нии и назы­вал­ся «кера­мик» по назва­нию квар­та­ла гор­шеч­ни­ков, воз­ник­ше­го поз­же на этом месте. При рас­коп­ках най­де­но мно­го захо­ро­не­ний и над­гроб­ных памят­ни­ков раз­лич­ных видов и вре­мен. С клад­би­щем гра­ни­чил рай­он Дипи­лон с город­ски­ми ворота­ми, частью укреп­лен­ной сте­ны (дли­ной 6,5 км), постро­ен­ной Феми­сто­к­лом. От ворот начи­на­лась Элев­син­ская свя­щен­ная доро­га и ули­ца, веду­щая к садам Ака­де­ма. На терри­то­рии при­мы­кав­ше­го с восто­ка к ста­рым Афи­нам ново­го горо­да Адри­а­на нахо­дил­ся Олим­пей­он, стро­и­тель­ство кото­ро­го нача­лось еще при Писи­стра­те в кон. 6 в. до н. э. и было закон­че­но при Адри­ане ок. 130 н. э. Храм пред­став­лял собой диптер коринф­ско­го сти­ля с тре­мя ряда­ми колонн вдоль пере­д­не­го и зад­не­го фаса­дов. На про­ти­во­по­лож­ном по отно­ше­нию к горо­ду бере­гу неболь­шой р. Илисс, про­те­кав­шей к югу от Афин, рас­по­ла­га­лись дру­гие древ­ние свя­ти­ли­ща (напри­мер, Мет­ро­он), а так­же ста­ди­он, постро­ен­ный в 4 в. до н. э. и рекон­струи­ро­ван­ный при Геро­де Атти­ке.


Древ­ние Афи­ны

См. также:
АФИНЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
Волшебный Новый год (Бет Кемптон) купить книгу на сайте "Читай-город"
См. по теме: ЭРЕТРИЯ, ЕРЕТРИЯ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДАНА • ДЕРТОЗА, ДЕРТОССА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аякс Малый (Эант Оилид) отрывает Кассандру от Палладиума в храме Афины на глазах у Приама.
Фреска в комнате 4 дома Квинта Поппея Сабина (т. н. Доме Менандра).
IV стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах у Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
3. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Агора в Афинах.
Реконструкция Георга Релендера (Georg Rehlender) (1845—1892).
Афины.
4. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Вид древнейшей части Афин.

Афины.
5. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Реконструкция крыши галереи на городской стене Афин.

Афины.
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Афинский акрополь в конце XIX в.

Афины, Акрополь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА