Словарь античности

БАРОККО, заим­ст­во­ван­ное из исто­ри­ко-искус­ст­во­вед­че­ской тер­ми­но­ло­гии обо­зна­че­ние одно­го из пери­о­дов раз­ви­тия антич­но­го искус­ства, а имен­но элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ры и архи­тек­ту­ры. Как куль­тур­но-исто­ри­че­ское явле­ние барок­ко отно­сит­ся к вре­ме­нам абсо­лю­тиз­ма (при­мер­но 1600—1750). Барок­ко харак­те­ри­зу­ет­ся при­двор­ной пыш­но­стью, оби­ли­ем ком­по­зи­ци­он­ных эле­мен­тов, пере­хо­дя­щих гра­ни­цы разум­но­го. Раз­ви­тие поэ­зии и музы­ки, в том чис­ле дра­мы, лири­ки и опе­ры, живо­пи­си и скульп­ту­ры отли­ча­ла в этот пери­од тен­ден­ция к интер­пре­та­ции мифо­ло­ги­че­ских и исто­ри­че­ских моти­вов в духе дина­мич­но-пате­ти­че­ско­го бароч­но­го сти­ля. В науч­ной сфе­ре нача­то раз­вер­ну­тое изу­че­ние исто­рии антич­но­сти, кото­рое достиг­ло боль­ших успе­хов в бле­стя­щем мно­готом­ном труде гол­ланд­ских иссле­до­ва­те­лей «Сокро­ви­ща» («The­sau­ren», 1694—1701) и про­ил­лю­ст­ри­ро­ван­ной ок. 40 тыс. гра­вюр работы фран­цуз­ско­го уче­но­го Мон­фо­ко­на «Антич­ность» («L’An­ti­qui­tè», 1717). Как в Ита­лии, так и в дру­гих стра­нах, в первую оче­редь в Англии и Фран­ции, ста­ли воз­ни­кать собра­ния про­из­веде­ний антич­но­го искус­ства. Дли­тель­ные науч­ные экс­пе­ди­ции, охва­ты­вав­шие обшир­ные рай­о­ны Гре­ции и Малой Азии, дава­ли цен­ный мате­ри­ал для топо­гра­фи­че­ских и архи­тек­тур­но-исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА