БЕССМЕРТИЕ. Идея личного бессмертия человека прослеживается в античности с 7 в. до н. э. До этого бессмертными мыслились только боги (греч. athanatos — бессмертный). Миф об умирающих и воскресающих богах, известный также в Египте и на Востоке (Осирис, Аттис, Ваал, Орфей), повлиял на формирование греческих представлений о раздельности души и тела (греч. soma и sema — тело и надгробие, т. е. тело как могила души) и о посмертных странствиях души (орфики, пифагорейцы, Платон и неоплатоники). Последнее представление получило распространение также в христианстве и гнозисе как элемент веры в бессмертие. Иудаизму концепцию бессмертия человека можно приписать лишь с известными ограничениями. Софистика, скептицизм и материализм отрицали бессмертие. Веру в бессмертие следует отделять от догреческого (Микены) и этрусского культа мертвых, выражавшегося в захоронении вместе с покойником определенных предметов и в жертвоприношениях на могилах, поскольку в этих культах почиталось телесное существование покойника, который в виде тени живет в царстве Аида или в Тартаре. Идея личного бессмертия человека обозначает полную независимость человека от природы, потому что человеку как носителю души приписывается трансцендентальное качество.