БРЕХТ Бертольт (1898—1956), немецкий писатель, поэт, теоретик искусства, режиссер; еще в гимназические годы начал заниматься буржуазной историей античности и литературой. В своих злободневных политических произведениях Брехт часто прибегал к античным материалам, мотивам и формам (например, назидательная пьеса «Горации и Куриации» по Ливию). Им разработаны методы и созданы образцы критического, исторического, материалистического и диалектического освоения античного культурного наследия в социалистическом обществе (например, «Антигона Софокла», написанная на основе пер. Гёльдерлина, 1947). Полемика Брехта направлена против культа героев (опера «Осуждение Лукулла» на музыку Пауля Дессау, 1951; «Кориолан» по Шекспиру, 1952—1953), он показал последствия политики великих мужей для маленьких людей («Раненый Сократ», 1939; «Цезарь и его легионер», 1942; рассказы). В романе «Дела господина Юлия Цезаря» (фрагмент, 1938—1939) вскрываются «на основании источников» скрытые пружины возвышения Цезаря, «прообраза всех диктаторов». Незавершенной осталась его стихотворная интерпретация Коммунистического манифеста (написанная гекзаметром) в виде назидательного сочинения по образцу Лукреция и Вергилия. Несмотря на свою симпатию к буржуазному театру, Брехт разработал теорию и практику «неаристотелева» «эпического» театра («Малый органон для театра», 1948).
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.