Словарь античности

БЫТИЕ (греч. einai, лат. es­se), фило­соф­ская кате­го­рия, кото­рая обо­зна­ча­ет все суще­ст­ву­ю­щее, как мате­ри­аль­ное, так и иде­аль­ное, неза­ви­си­мо от любо­го после­дую­ще­го опре­де­ле­ния. Мате­ри­а­ли­сти­че­скую по сути точ­ку зре­ния на бытие раз­вил Пар­ме­нид. Он рас­смат­ри­вал еди­ное, веч­ное, недви­жи­мое, неиз­мен­ное, неде­ли­мое бытие как мате­ри­аль­ную суб­стан­цию мира. Т. к. сущее может быть мыс­ли­мо, то бытие и мыш­ле­ние тож­де­ст­вен­ны. Пла­тон при­дер­жи­вал­ся иде­а­ли­сти­че­ской точ­ки зре­ния, соглас­но кото­рой насто­я­щее бытие свой­ст­вен­но толь­ко иде­ям, в то вре­мя как мате­ри­аль­ный мир есть лишь «тень» этих идей и зна­ет толь­ко про­цесс ста­нов­ле­ния. Ари­сто­тель исполь­зу­ет поня­тие «бытие» во мно­гих зна­че­ни­ях, но пер­вое из них то, в кото­ром под сущим пони­ма­ет­ся неко­то­рое «что», обо­зна­чаю­щее сущ­ность. Итак, отсюда сле­ду­ет, что «пер­вое сущее, кото­рое суще­ст­ву­ет не толь­ко в чем-то ином, но про­сто „есть», — это сущ­ность». Это есть фор­ма или образ (mor­phe), бытие кото­ро­го лежит в осно­ве все­го. Ари­сто­тель счи­тал пер­вой зада­чей фило­со­фии иссле­до­вать сущее как оно есть и бытие как тако­вое. Из этих посту­ла­тов берут нача­ло мета­фи­зи­ка и онто­ло­гия как фило­соф­ские дис­ци­пли­ны. Кате­го­рия бытия заня­ла позд­нее цен­траль­ное место в фило­со­фии Фомы Аквин­ско­го и в неото­миз­ме.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРЕТРИКИ, ЕРЕТРИКИ • АГНОЗИЯ • ЕВДАМОНИЗМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА