Словарь античности

ВАГАНТОВ ПОЭЗИЯ (от лат. va­ga­ri — ски­тать­ся), про­цве­тав­шая в 12—13 вв. поэ­зия стран­ст­ву­ю­щих шко­ля­ров (cle­ri­ci va­gan­tes). За ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми (Гуго Орле­ан­ский, Валь­тер Шати­льон­ский, Архи­пи­ит), поэ­зия ваган­тов была ано­ним­ной (основ­ное собра­ние — Car­mi­na Bu­ra­na). Пред­ме­та­ми поэ­зии ваган­тов были при­ро­да, любовь, вино и азарт­ные игры, вос­пе­вав­ши­е­ся в чув­ст­вен­но-радост­ных зем­ных сти­хах. Сре­ди про­из­веде­ний поэ­зии ваган­тов встре­ча­ют­ся мораль­но-сати­ри­че­ские сти­хотво­ре­ния и сти­хотво­ре­ния-паро­дии, направ­лен­ные про­тив упад­ка нра­вов като­ли­че­ско­го духо­вен­ства; сти­хотво­ре­ния на темы из антич­ной мифо­ло­гии, на поли­ти­че­ские темы; сти­хотво­ре­ния, повест­ву­ю­щие о радо­стях и печа­лях жиз­ни ваган­тов (сти­хотво­ре­ния-прось­бы). В поэ­зии ваган­тов часты реми­нис­цен­ции из Биб­лии и антич­ной лите­ра­ту­ры, осо­бен­но Гора­ция и Овидия. Излюб­лен­ной фор­мой поэ­зии ваган­тов явля­ет­ся т. н. вагант­ская стро­ка, состо­я­щая из повы­шаю­ще­го­ся семи­слож­ни­ка и пони­жаю­ще­го­ся шести­слож­ни­ка (напри­мер, Meum est pro­po­si­tum / in ta­ber­na mo­ri). Вагант­ские стро­ки, как пра­ви­ло, свя­зы­ва­лись в т. н. вагант­ские стро­фы с конеч­ной риф­мой. В опре­де­лен­ном смыс­ле поэ­зия ваган­тов с ее сме­ше­ни­ем народ­ных и антич­ных, свет­ских и духов­ных эле­мен­тов пред­став­ля­ет собой в сред­не­ве­ко­вой латин­ской лите­ра­ту­ре парал­лель к немец­кой при­двор­ной поэ­зии мин­не­зан­га. Неко­то­рые про­из­веде­ния поэ­зии ваган­тов про­дол­жа­ли жить в студен­че­ской среде в виде песен.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА