ВЕРФИ. Как техническое и организационное условие кораблестроения верфи существовали в древности, однако античные источники не дают ни их описания, ни упоминаний об их владельцах. Торговые корабли и триеры строились на берегу, после чего готовый остов судна при помощи воротов и полиспастов (талей) по каткам спускался к морю. Античному кораблестроению не был известен метод спуска кораблей на воду со стапелей по наклонной плоскости. Корабль снаряжался на специальной пристани, отделявшейся (очевидно, во избежание пожаров) от площадки для конопачения. Появившиеся в эпоху эллинизма корабли-гиганты длиной 110—130 м строились в положении килем вниз в мокрых доках неизвестной конструкции. Производительность античных верфей была исключительно высока. Корабль «Сиракузия» был спущен на воду в течение одного года; римляне во время кризисной ситуации ок. 210 до н. э. смогли построить флот в 240 единиц всего за 4 месяца. На зиму корабли лебедками вытаскивались на сушу, а особо ценные военные суда ставились в крытые доки, где одновременно осуществлялся текущий ремонт. Верфи являлись также местом складирования импортируемых лесных материалов широкого ассортимента, а также предназначались для экспорта.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.