Словарь античности

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (4 в. — 1453), полу­чи­ла назва­ние от антич­но­го г. Визан­тий, на месте кото­ро­го осно­ва­на ее сто­ли­ца Кон­стан­ти­но­поль — сред­не­ве­ко­вое фео­даль­ное государ­ство. Восточ­ные про­вин­ции Рим­ской импе­рии, вклю­чав­шие в себя Гре­цию, Цен­траль­ные и Восточ­ные Бал­ка­ны, Малую Азию, Сирию, Пале­сти­ну и Еги­пет, уже при Дио­кле­ти­ане (284—305) полу­чи­ли само­сто­я­тель­ное управ­ле­ние и в 395 окон­ча­тель­но отде­ли­лись от Рима, сна­ча­ла как Восточ­ная Рим­ская импе­рия, а позд­нее как Визан­тий­ская импе­рия. Харак­тер­ны­ми чер­та­ми эко­но­ми­че­ской струк­ту­ры более густо­на­се­лен­ной Восточ­ной импе­рии явля­лись ожив­лен­ная внеш­няя тор­гов­ля, высо­ко­раз­ви­тое ремес­лен­ное про­из­вод­ство, осо­бен­но худо­же­ст­вен­ных изде­лий (тка­ней, изде­лий из стек­ла и метал­ла), и пре­об­ла­да­ние мел­ких земель­ных вла­де­ний. Дохо­ды государ­ства обес­пе­чи­ва­лись за счет экс­плуа­та­ции богатств стра­ны и ее насе­ле­ния путем нало­го­об­ло­же­ния, взи­ма­ния пошлин и уста­нов­ле­ния моно­по­лий. Часть этих дохо­дов шла на содер­жа­ние наем­но­го вой­ска и флота. Бла­го­да­ря это­му Восточ­ная Рим­ская импе­рия суме­ла в отли­чие от Запад­ной Рим­ской импе­рии успеш­но про­ти­во­сто­ять в 4—5 вв. наше­ст­вию вар­вар­ских наро­дов и сохра­нить свою государ­ст­вен­ность в борь­бе про­тив вос­ста­ний угне­тен­ных клас­сов. При импе­ра­то­ре Юсти­ни­ане I (527—565), кото­рый в сво­ей дея­тель­но­сти стре­мил­ся к вос­ста­нов­ле­нию Рим­ской импе­рии в ее былом вели­чии, Визан­тий­ская импе­рия всту­пи­ла в 1-й пери­од сво­его могу­ще­ства. Пол­ко­вод­цы Юсти­ни­а­на Вели­за­рий и Нар­сес отво­е­ва­ли у ост­готов и ван­да­лов Ита­лию и Север­ную Афри­ку. Заво­е­ва­тель­ная поли­ти­ка шла рука об руку с без­удерж­ной поли­ти­кой в обла­сти нало­го­об­ло­же­ния, кото­рая при­ве­ла к мно­го­чис­лен­ным вол­не­ни­ям сре­ди насе­ле­ния; наи­боль­шим по раз­ма­ху было вос­ста­ние «Ника», охва­тив­шее широ­кие народ­ные мас­сы в Кон­стан­ти­но­по­ле. При Юсти­ни­ане I были уни­что­же­ны послед­ние следы рес­пуб­ли­кан­ских учреж­де­ний и нало­же­ны стро­гие огра­ни­че­ния на пра­ва круп­ных земель­ных соб­ст­вен­ни­ков. Наи­бо­лее отчет­ли­во тен­ден­ция к рестав­ра­ции про­яви­лась в издан­ном Юсти­ни­а­ном Кор­пу­се граж­дан­ско­го пра­ва (Cor­pus juris Ci­vi­lis) — еди­ном сво­де зако­нов, содер­жав­шем, поми­мо рим­ских пра­во­вых норм, так­же зако­ны, издан­ные самим Юсти­ни­а­ном. В пери­од прав­ле­ния Юсти­ни­а­на достиг­ли рас­цве­та в сво­ем раз­ви­тии визан­тий­ское искус­ство (в обла­сти архи­тек­ту­ры, напри­мер, собор свя­той Софии) и лите­ра­ту­ра (Про­ко­пий, Ага­фий). Мно­го­чис­лен­ные вой­ны подо­рва­ли эко­но­ми­че­ское могу­ще­ство импе­рии, все чаще вспы­хи­ва­ли народ­ные вос­ста­ния, захва­чен­ные на запа­де терри­то­рии при­шлось вско­ре усту­пить обрат­но. Внут­рен­ний кри­зис, усу­губ­лен­ный напа­де­ни­я­ми сла­вян­ских пле­мен, пер­сов (6—7 вв.) и ара­бов (начи­ная с 7 в.), нанес ощу­ти­мый удар по ста­рым про­из­вод­ст­вен­ным отно­ше­ни­ям; южно­сла­вян­ские пле­ме­на, осев­шие на Бал­ка­нах и в Гре­ции, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни укре­пи­ли суще­ст­во­ва­ние там сво­бод­ных дере­вен­ских общин. В 7 в. воз­ник­ла новая адми­ни­ст­ра­тив­ная государ­ст­вен­ная струк­ту­ра, создан­ные фемы (воен­ные окру­га) были под­чи­не­ны стра­те­гам (пол­ко­во­д­цам), обле­чен­ным выс­шей воен­ной и граж­дан­ской вла­стью. В это же вре­мя визан­тий­ская армия ста­ла ком­плек­то­вать­ся из мест­ных жите­лей, а не наем­ни­ков. Одно­вре­мен­но сфор­ми­ро­ва­лась целая струк­ту­ра воин­ских вла­де­ний, гаран­ти­ро­вав­шая пре­ем­ст­вен­ную пере­да­чу воин­ской про­фес­сии из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Бла­го­да­ря это­му Визан­тий­ская импе­рия в ито­ге смог­ла после поте­ри Сирии в 636, Пале­сти­ны в 638 и Егип­та в 646 ста­би­ли­зи­ро­вать поло­же­ние в сво­их основ­ных жиз­нен­но важ­ных рай­о­нах, таких, как Гре­ция, Бал­кан­ский полу­ост­ров и Малая Азия. К это­му вре­ме­ни отно­сит­ся появ­ле­ние форм фео­даль­ных про­из­вод­ст­вен­ных отно­ше­ний. После пери­о­да ико­но­бор­че­ства (726—843, дви­же­ние про­тив куль­то­во­го ико­но­по­чи­та­ния), во вре­мя кото­ро­го раз­лич­ные груп­пи­ров­ки пра­вя­ще­го клас­са вели меж­ду собой борь­бу за власть в государ­стве, и пора­же­ния круп­но­го вос­ста­ния под пред­во­ди­тель­ст­вом Фомы Сла­вя­ни­на (821—823) уси­ли­ва­ют­ся наступ­ле­ния фео­даль­ной ари­сто­кра­тии на мел­кое земле­вла­де­ние, ее попыт­ки лик­види­ро­вать сво­бод­ных кре­стьян, пре­вра­тив их в зави­си­мых паро­и­ков. Ряд импе­ра­то­ров из македон­ской дина­стии без­успеш­но пытал­ся путем зако­но­да­тель­ных актов защи­тить кре­стьян от пося­га­тельств на их сво­бо­ду и земель­ные участ­ки со сто­ро­ны круп­ных земле­вла­дель­цев и осла­бить тем самым тен­ден­цию к фео­да­ли­за­ции. Одна­ко это не име­ло успе­ха, т. к. могу­ще­ство свет­ской фео­даль­ной ари­сто­кра­тии и духо­вен­ства, в зави­си­мость к кото­рым попа­да­ло все боль­шее коли­че­ство кре­стьян, неиз­ме­ри­мо воз­рос­ло. На вре­мя прав­ле­ния про­све­щен­но­го импе­ра­то­ра из македон­ской дина­стии Кон­стан­ти­на VII Пор­фи­ро­ге­не­та (912—959) пада­ет рас­цвет визан­тий­ской исто­ри­че­ской нау­ки, соби­ра­ния руко­пи­сей древ­них авто­ров и состав­ле­ния энцик­ло­пе­дий. После заво­е­ва­ния тур­ка­ми-сель­д­жу­ка­ми в 11 в. зна­чи­тель­ных визан­тий­ских терри­то­рий в Малой Азии к вла­сти вме­сте с Алек­се­ем I Ком­ни­ном (1081—1185) при­шла дина­стия, пред­став­ля­ю­щая инте­ре­сы воен­ной ари­сто­кра­тии и круп­ных земле­вла­дель­цев. Обра­зо­ва­ние государств кре­сто­нос­цев и ита­лий­ских тор­го­вых город­ских рес­пуб­лик (Генуя, Вене­ция) в 12 в. поста­ви­ло визан­тий­скую тор­гов­лю в тяже­лое поло­же­ние. Народ­ные вос­ста­ния и дина­сти­че­ская борь­ба за власть при­ве­ли к даль­ней­ше­му упад­ку Визан­тий­ской импе­рии. Это облег­чи­ло во вре­мя 4-го кре­сто­во­го похо­да в 1204 запад­но­ев­ро­пей­ским кре­сто­нос­цам заво­е­ва­ние Кон­стан­ти­но­по­ля и дру­гих визан­тий­ских обла­стей, а так­же созда­ние из несколь­ких отдель­ных неболь­ших государств еди­но­го фео­даль­но­го государ­ства заво­е­ва­те­лей, т. н. Латин­ской импе­рии, кото­рая про­су­ще­ст­во­ва­ла все­го 57 лет, до тех пор, пока Никей­ской импе­рии, воз­ник­шей в гре­че­ских мало­азий­ских вла­де­ни­ях, не уда­лось вер­нуть себе Кон­стан­ти­но­поль. При дина­стии Палео­ло­гов (1261—1453) в искус­стве и лите­ра­ту­ре наблюдал­ся даже неко­то­рый подъ­ем (палео­лог­ский Ренес­санс, исто­рио­гра­фия, ран­няя гре­че­ская народ­ная поэ­зия). Одна­ко общее поло­же­ние Визан­тий­ской импе­рии оста­ва­лось преж­ним. Выгод­ная посред­ни­че­ская тор­гов­ля была сосре­дото­че­на в основ­ном в руках ита­лий­цев. Тур­ки смог­ли закре­пить­ся в Евро­пе. Угне­те­ние кре­стьян и город­ской бед­но­ты вызы­ва­ло во мно­гих обла­стях Визан­тий­ской импе­рии анти­фе­о­даль­ные дви­же­ния, самым круп­ным из них было народ­ное вос­ста­ние в Фес­са­ло­ни­ках в 1342—1349. Ослаб­лен­ная в эко­но­ми­че­ском и воен­ном отно­ше­нии, Визан­тий­ская импе­рия в конеч­ном ито­ге поте­ря­ла все свои вла­де­ния и рас­по­ла­га­лась на терри­то­рии, немно­гим более пре­вы­шаю­щей гра­ни­цы ее сто­ли­цы Кон­стан­ти­но­по­ля. В 1453 он был заво­е­ван тур­ка­ми, что озна­ча­ло конец Визан­тий­ской импе­рии. Фео­даль­ная Визан­тия, про­су­ще­ст­во­вав­шая в силу осо­бен­но­стей сво­его эко­но­ми­че­ско­го и государ­ст­вен­но­го раз­ви­тия на тыся­че­ле­тие доль­ше Запад­ной Рим­ской импе­рии, на про­тя­же­нии дли­тель­но­го пери­о­да оста­ва­лась веду­щей евро­пей­ской дер­жа­вой. Вслед­ст­вие сво­его выгод­но­го гео­гра­фи­че­ско­го поло­же­ния она явля­лась важ­ным тор­го­вым посред­ни­ком меж­ду Восто­ком и Запа­дом и глав­ным про­из­во­ди­те­лем пред­ме­тов рос­ко­ши. Государ­ст­вен­ная сим­во­ли­ка и при­двор­ные цере­мо­ни­а­лы Визан­тий­ской импе­рии сохра­ня­ли дол­гое вре­мя свою дей­ст­вен­ность в Евро­пе. Осо­бен­но боль­шое рели­ги­оз­ное и куль­тур­ное вли­я­ние Визан­тия ока­за­ла на бал­кан­ские и рус­ские наро­ды, вос­при­няв­шие хри­сти­ан­ство. Не в послед­нюю оче­редь имен­но Визан­тия сохра­ни­ла те антич­ные тра­ди­ции, пре­ем­ст­вен­ность кото­рых в Запад­ной Евро­пе на про­тя­же­нии мно­гих веков была нару­ше­на.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭННЕАОДЫ, ЕННЕАОДЫ • ЭПАКРИЯ, ЕПАКРИЯ • ДАТ • КИНУРИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА