ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, греческая литература византийской эпохи (4 в. — 1453, до завоевания Константинополя турками). В византийской литературе можно различить, исходя из авторов сочинений, стилистических особенностей языка и читательского круга, главным образом два основных раздела: ученую литературу, авторы которой сознательно придерживались в отношении литературного жанра, формы и языка классической греческой литературы, хотя эти традиции из века в век становились все более чужеродными даже для самых просвещенных слоев общества; и народную по своему языку и стилю литературу, носителями и «потребителями» которой являлись широкие народные массы. В прозе к ученой литературе относились филологические произведения; ей мы обязаны сохранением и комментарием классической литературы (например, в 9 в. Фотий, в 12 в. Евстафий), а также историографические сочинения, которые наряду со своей документальной ценностью (их авторы, как правило, высшие должностные лица) обладали высокими литературными качествами (например, в 6 в. Прокопий, в 12 в. Анна Комнина, в 14 в. Никифор Грегорас). Помимо этой литературы, подражавшей ранним образцам историографии и критически перерабатывавшей как можно более достоверные исторические источники, существовали народные хроники, составленные монахами для себя или народных слоев и представлявшие собой написанные простым литературным языком истории разнообразнейшего содержания, имевшие в своей основе не историчность, а скорее сенсационность событий. Иногда эти сочинения заменяют нам утраченные источники. Отличающая их тенденция к популярной литературе ставит их в один ряд с агиографической литературой. Монашеская проза оказала большое влияние на славянскую церковную литературу. Поэтические традиции античности нашли свое продолжение в византийском эпиграмматическом творчестве (Паллад, Агафий); в византийскую эпоху были составлены также сборники эпиграмм. Независимо от античных традиций в византийской литературе получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком; в основу ее стихосложения положена не долгота слогов, как в античной метрике, а акцентный стих. Одним из виднейших ее представителей являлся Роман Сладкопевец (ок. 490—