Словарь античности

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, гре­че­ская лите­ра­ту­ра визан­тий­ской эпо­хи (4 в. — 1453, до заво­е­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля тур­ка­ми). В визан­тий­ской лите­ра­ту­ре мож­но раз­ли­чить, исхо­дя из авто­ров сочи­не­ний, сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стей язы­ка и чита­тель­ско­го кру­га, глав­ным обра­зом два основ­ных разде­ла: уче­ную лите­ра­ту­ру, авто­ры кото­рой созна­тель­но при­дер­жи­ва­лись в отно­ше­нии лите­ра­тур­но­го жан­ра, фор­мы и язы­ка клас­си­че­ской гре­че­ской лите­ра­ту­ры, хотя эти тра­ди­ции из века в век ста­но­ви­лись все более чуже­род­ны­ми даже для самых про­све­щен­ных сло­ев обще­ства; и народ­ную по сво­е­му язы­ку и сти­лю лите­ра­ту­ру, носи­те­ля­ми и «потре­би­те­ля­ми» кото­рой явля­лись широ­кие народ­ные мас­сы. В про­зе к уче­ной лите­ра­ту­ре отно­си­лись фило­ло­ги­че­ские про­из­веде­ния; ей мы обя­за­ны сохра­не­ни­ем и ком­мен­та­ри­ем клас­си­че­ской лите­ра­ту­ры (напри­мер, в 9 в. Фотий, в 12 в. Евста­фий), а так­же исто­рио­гра­фи­че­ские сочи­не­ния, кото­рые наряду со сво­ей доку­мен­таль­ной цен­но­стью (их авто­ры, как пра­ви­ло, выс­шие долж­ност­ные лица) обла­да­ли высо­ки­ми лите­ра­тур­ны­ми каче­ства­ми (напри­мер, в 6 в. Про­ко­пий, в 12 в. Анна Ком­ни­на, в 14 в. Ники­фор Гре­го­рас). Поми­мо этой лите­ра­ту­ры, под­ра­жав­шей ран­ним образ­цам исто­рио­гра­фии и кри­ти­че­ски пере­ра­ба­ты­вав­шей как мож­но более досто­вер­ные исто­ри­че­ские источ­ни­ки, суще­ст­во­ва­ли народ­ные хро­ни­ки, состав­лен­ные мона­ха­ми для себя или народ­ных сло­ев и пред­став­ляв­шие собой напи­сан­ные про­стым лите­ра­тур­ным язы­ком исто­рии раз­но­об­раз­ней­ше­го содер­жа­ния, имев­шие в сво­ей осно­ве не исто­рич­ность, а ско­рее сен­са­ци­он­ность собы­тий. Ино­гда эти сочи­не­ния заме­ня­ют нам утра­чен­ные источ­ни­ки. Отли­чаю­щая их тен­ден­ция к попу­ляр­ной лите­ра­ту­ре ста­вит их в один ряд с агио­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­рой. Мона­ше­ская про­за ока­за­ла боль­шое вли­я­ние на сла­вян­скую цер­ков­ную лите­ра­ту­ру. Поэ­ти­че­ские тра­ди­ции антич­но­сти нашли свое про­дол­же­ние в визан­тий­ском эпи­грам­ма­ти­че­ском твор­че­стве (Пал­лад, Ага­фий); в визан­тий­скую эпо­ху были состав­ле­ны так­же сбор­ни­ки эпи­грамм. Неза­ви­си­мо от антич­ных тра­ди­ций в визан­тий­ской лите­ра­ту­ре полу­чи­ла раз­ви­тие цер­ков­ная поэ­зия, напи­сан­ная про­стым язы­ком; в осно­ву ее сти­хо­сло­же­ния поло­же­на не дол­го­та сло­гов, как в антич­ной мет­ри­ке, а акцент­ный стих. Одним из вид­ней­ших ее пред­ста­ви­те­лей являл­ся Роман Слад­ко­пе­вец (ок. 490—560). Наряду с визан­тий­ской уче­ной лите­ра­ту­рой и доступ­ной для наро­да мона­ше­ской про­зой и цер­ков­ной поэ­зи­ей в послед­ние сто­ле­тия визан­тий­ской исто­рии полу­чи­ла раз­ви­тие народ­ная лите­ра­ту­ра — пре­иму­ще­ст­вен­но сати­ри­че­ские, хро­но­ло­ги­че­ски при­вя­зан­ные ани­ма­ли­сти­че­ские геро­и­че­ские эпо­сы, вос­хо­дя­щие к народ­ным были­нам, а так­же появив­ши­е­ся вслед­ст­вие вли­я­ния запад­но­ев­ро­пей­ской лите­ра­ту­ры рыцар­ские рома­ны. Эта под­лин­но народ­ная лите­ра­ту­ра яви­лась непо­сред­ст­вен­ной пред­ше­ст­вен­ни­цей новой гре­че­ской лите­ра­ту­ры.

См. также:
ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОРИКИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА