ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО. Официальным византийским искусством является церковное и государственное искусство, выражающее единство христианского вероучения и императорской власти. Роскоши и ставшей нарицательной консервативной застылости форм церковных и придворных церемониалов соответствовала «торжественная абстракция» изобразительного искусства. Акцентирование декоративных элементов, превалирование цвета и линии способствовали проникновению в византийское искусство ориентальных форм. Структура всецело определявшегося плоскостными формами византийского искусства сохранилась на протяжении его существования в относительно целостном и неизменном виде, что объяснялось преобладающим влиянием на него позднеантичного (а также римского императорского) искусства. Этот феномен привел к возникновению понятия «византийская форма». Несмотря на это, в византийском искусстве можно различить несколько периодов, которые являлись следствием тех или иных изменений в экономической и государственной структуре Византийской империи. С периодом правления Юстиниана I соотносится начало ранневизантийского искусства, длившегося до 9 в. включительно. В центре Юстиниановой архитектуры стояла проблема соединения базиликальной формы с центральным строением, которая после нескольких стадий своего первоначального решения, выразившихся, например, в строительстве собора св. Эйрены, нашла свое классическое разрешение в купольной базилике. Выдающимся достижением византийских мастеров явилось строительство в 532—537 собора св. Софии, главного церковного здания империи и центра государственной жизни. Праздничное убранство церковных стен создавали мозаики с их строгим, торжественным фронтальным расположением, блеском золотого фона и великолепием красок, среди которых в первую очередь заслуживают упоминания мозаики (например, с изображением императора в церкви Сан Витале) на стенах церквей в Равенне, принадлежавшей Византии с 540 по 751. О высоком уровне развития книжной живописи в 6 в. свидетельствуют пурпурные кодексы — роскошные рукописные издания, изготовленные для императорского двора (например, Wiener Genesis и Wiener Dioskurides). Новый расцвет античных тенденций в византийском искусстве связан с «периодом македонского Ренессанса», названным по имени династии византийских императоров, основанной Василием I (867—886). К прекраснейшим образцам искусства этого времени принадлежат фрески паризийца Псалтера (10 в.) и драгоценные резные изделия из слоновой кости. В архитектуре нашла распространение крестообразная купольная базилика — центральное строение с главным куполом и несколькими меньшими по размеру куполами в примыкающих к нему боковых помещениях. На куполах часто изображался Христос Пантократор; иконы, объединенные в иконостас, изображали лики святых. К выдающимся образцам средне-византийского искусства принадлежат церкви монастырей на горе Афон. Помимо культовых сооружений, строились дворцы, крепости и жилые дома. В народном ремесленном искусстве, например в резьбе по кости, встречались реалистические черты. В период крестовых походов и сопутствовавших им разграблений византийских городов произведения византийского искусства попали в Европу, где часть из них до сих пор украшает музеи и принадлежит к церковной утвари (серебряный кубок в соборе г. Хальберштадта). Византийское искусство оказало огромное влияние на южнославянское и русское искусство, а также сыграло заметную роль в развитии западноевропейского средневекового искусства, особенно итальянской живописи (maniera greca или bizantina).
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.