Словарь античности

ВИЗАНТИСТИКА, нау­ка, объ­ек­том изу­че­ния ее явля­ет­ся визан­тий­ская исто­рия и куль­ту­ра, а так­же харак­тер­ные осо­бен­но­сти про­яв­ле­ний древ­не­гре­че­ской куль­ту­ры и древ­не­гре­че­ско­го язы­ка в сред­не­ве­ко­вую эпо­ху; тема­ти­че­ски и мето­до­ло­ги­че­ски визан­ти­сти­ка род­ст­вен­на исто­ри­че­ской нау­ке о древ­но­сти, кото­рая пер­во­на­чаль­но рас­смат­ри­ва­ла Визан­тию лишь как посред­ни­ка в пере­да­че антич­но­го куль­тур­но­го наследия. Нача­ло визан­ти­сти­ки отно­сит­ся к 16 в. и свя­за­но с име­на­ми Иеро­ни­ма Воль­фа и Мар­ти­на Кру­зи­уса. В 17 в. во Фран­ции отме­ча­ет­ся подъ­ем иссле­до­ва­ний в обла­сти визан­ти­сти­ки (париж­ский «Кор­пус визан­тий­ских исто­ри­ков», «Сред­не­гре­че­ский глос­са­рий» Дюка­ни­са, 1688). В этот пери­од науч­ный инте­рес к исто­рии Визан­тии тес­но пере­пле­тал­ся с поли­ти­че­ски­ми и бого­слов­ски­ми про­бле­ма­ми (угро­за со сто­ро­ны турок; стрем­ле­ние к цер­ков­ной унии). Во вре­ме­на Про­све­ще­ния Визан­тий­ское Государ­ство пред­став­ля­лось иска­жен­ным ото­б­ра­же­ни­ем иде­а­ли­зи­ру­е­мой Рим­ской импе­рии (Лебо, Гиб­бон); эта тен­ден­ция сохра­ни­лась и в неогу­ма­низ­ме эпо­хи клас­си­циз­ма. Обос­но­ва­ние исто­ри­ко-фило­ло­ги­че­ско­го мето­да в 19 в. спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию визан­ти­сти­ки (бонн­ский «Кор­пус визан­тий­ских исто­ри­ков», 1828—1897) и при­ве­ло на исхо­де века к вычле­не­нию визан­ти­сти­ки как само­сто­я­тель­ной науч­ной дис­ци­пли­ны (напри­мер, в Гер­ма­нии К. Крум­бахер, в Рос­сии В.Г. Василев­ский, Ф.И. Успен­ский, в Англии Д.Б. Бери) В насто­я­щее вре­мя цен­тры иссле­до­ва­ний в обла­сти визан­тий­ской исто­рии нахо­дят­ся во мно­гих стра­нах мира, в част­но­сти в Москве, Ленин­гра­де, сто­ли­цах бал­кан­ских государств, Пра­ге, Вене, Пари­же, Брюс­се­ле, Запад­ном Бер­лине и Вашинг­тоне. Цен­тра­ми визан­ти­сти­ки в ФРГ явля­ют­ся Мюн­хен (где неко­гда работал Крум­бахер), Мюн­стер и Кёльн. В ГДР при Ака­де­мии наук с 1955 суще­ст­ву­ет рабо­чая груп­па визан­ти­стов; иссле­до­ва­ния в обла­сти визан­ти­сти­ки про­во­дят­ся так­же в уни­вер­си­те­тах Гал­ле и Лейп­ци­га. В Государ­ст­вен­ных музе­ях Бер­ли­на пред­став­ле­на кол­лек­ция визан­тий­ско­го хри­сти­ан­ско­го искус­ства. Основ­ной зада­чей визан­ти­сти­ки на совре­мен­ном эта­пе явля­ет­ся поиск и сбор новых доку­мен­тов и памят­ни­ков визан­тий­ской эпо­хи, систе­ма­ти­зи­ро­ван­ное иссле­до­ва­ние име­ю­щих­ся обшир­ней­ших мате­ри­а­лов, а так­же, что каса­ет­ся тема­ти­че­ской сто­ро­ны, изу­че­ние про­блем, свя­зан­ных в первую оче­редь с эко­но­ми­кой, идео­ло­ги­ей и соци­аль­ны­ми отно­ше­ни­я­ми в Визан­тий­ском государ­стве.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЗАТМЕНИЕ, ЭКЛИПСИС • БРУМА • БООТ • ГИДРОСТАТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА