ВОСТОК (лат. oriens (sol) — восходящее солнце), для Западного Средиземноморья область восходящего солнца — это Передняя Азия. Соперничество между Азией и Европой, между варварами и эллинами — основная мысль исторического труда Геродота, и в более позднее время оставалась в силе, несмотря на критику его труда. Первый период азиатско-эгейских контактов относится ко 2 тыс. до н. э. — эпохе средней и поздней бронзы. Эти контакты были не столько военно-политическими, сколько торговыми. Они осуществлялись по Средиземному и Эгейскому морям, а также через Малую Азию. Торговля между Востоком и Эгеидой велась через портовые города сирийско-киликийского побережья — конечные пункты азиатских караванных путей. Археологические находки свидетельствуют об оживленной торговле между Египтом и Критом (позднее Микенами) с 2-го тыс. до н. э. Торговые связи Эгеиды с Востоком устанавливаются уже в среднеминойский период; в сирийском Угарите (Рас-Шамра) был обнаружен особый квартал крито-микенских торговцев. Наряду с эгейским импортом здесь находят также отдельные подражания египетским образцам. Крито-микенское влияние заметно в архитектуре дворцовых сооружений и гробниц западных районов Передней Азии. В архивах Угарита найдены таблички с минойско-кипрским письмом и записанные в 14 в. до н. э. угаритские и ханаанские мифы и легенды, позволяющие обнаружить целый ряд новых точек соприкосновения с эгейским миром в области мифологии и религии. Борьба юного Ваала против бога моря Йамму, действовавшего по приказу отца богов Эля, соответствует отношению Зевс—Кронос, а легенда об Акхате — мифу об Орионе. Через Сирию распространялись также малоазиатские мифы; можно сравнить, например, Иллуянка с Тифоном. После распада микенской цивилизации, дорического переселения и вторжений «народов моря» (ок. 12—10 вв. до н. э.) финикийцы благодаря своей морской торговле и колонизации Средиземноморья становятся основными посредниками между Востоком и античным миром, причем финикийские купцы торговали в Месопотамии (Ассирии) и Армении (Урарту). Вероятно, в 9 в. до н. э. греки заимствовали финикийский алфавит. В греческом искусстве контакты с Востоком нашли отражение в утверждении т. н. «ориентализирующего стиля». В 8—6 вв. до н. э. связи Греции с Востоком осуществлялись через посредство Фригии и Лидии. Персидская агрессия на западном побережье Малой Азии вылилась в первое крупное военно-политическое соперничество между Востоком и античным миром (греко-персидские войны). Наконец, с завоеванием Переднего Востока Александром Македонским началось объединение Передней Азии и Египта с греческим миром. При этом восточные божества были или включены в Пантеон (Исида, Осирис (Адонис), Таммуз, Митра, Атаргатис), или отождествлены с греко-римскими богами (Эль — Кронос — Юпитер, Астарта — Иштар — Афродита, Эшмун — Асклепий — Эскулап, Решеф — Нергал — Аполлон, Мелькарт — Геракл и т. п.). Символ месопотамского бога-спасителя — змея, обвившая жезл, — был заимствован греками (жезл Асклепия) и доныне остается символом медицины. Восточные космогонические мифы нашли отражение в греческих космогониях, вавилонский миф о потопе был передан по-гречески вавилонским жрецом Беросом (3 в. до н. э.), отзвук эпоса о Гильгамеше прослеживается у Элиана. Восточные басни послужили образцом для античных. В греко-римской античности ценились вавилонская медицина, математика, астрономия, астрология, а также эллинистические религиозные культы, элементы коптско-христианского искусства.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.