ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. Предметом античных сочинений по всеобщей истории никогда не была всемирная история в современном смысле слова. Это была в соответствии с представлениями о мире история того или иного региона. Тем не менее античные историки стремились обосновать всеобщую значимость всемирной истории как самостоятельного историографического жанра тем, что изложение истории региона основывается на исторической теории и носит парадигматический характер. Это стремление имело для античных историков почти то же значение, что и требование исторической достоверности (предисловия к историческим трудам, историко-теоретический трактат Лукиана). И в древневосточных исторических источниках, и в греко-римской историографии всемирная история в рамках господствующего мировоззрения воспринималась статически. Общественное сознание и специальная историческая литература античности не знали понятия закономерности исторического развития, несмотря на явные подступы к его разработке. Античные историки осознавали существование повторяемости типологически сходных исторических ситуаций и наличие в истории ключевых организующих моментов, определяющих исторический процесс на каком-либо отрезке времени или во всей всемирной истории. Выбор этих моментов диктовался политическими взглядами историка. Уже «Теогонию» Гесиода отличает всемирно-исторический взгляд на историю. Примером всемирной истории в ее античном понимании был труд «отца истории» Геродота. В «Истории» Фукидида явно преследуются политические и педагогические цели. Эллинистическая всемирная история большей частью не сохранилась. По свидетельству античных авторов, классической всемирной историей был исторический труд Эфора (4 в. до н. э.), написанный с зллиноцентрической точки зрения. Дурис и Филарх (4 и 3 вв. до н. э.) внесли в стиль всемирной истории патетический элемент. Традицией донесены до нас имена писавших всемирные истории Демохара, Диилла, Каллисфена, Агатархида. Идеологические потребности мировой политики римлян как наследников греческой культуры заставили их обратить особое внимание на всемирную историю. Полибий в своем посвященном всемирной истории труде прославляет мировое господство римлян, рассматривая его в качестве высшей точки исторического процесса, последовавшей за вступлением на историческую арену мировых держав вавилонян, персов и македонян. Всемирные истории аналогичной направленности были написаны также Диодором Сицилийским, Дионисием Галикарнасским, Дионом Кассием и Аппианом. Аппиану было уже известно, хотя и в телеологически замаскированной форме, понятие исторической необходимости. Ему принадлежат истории отдельных неримских народов, составлявших население ойкумены того времени. Позднеантичные всемирные истории имеют компилятивный характер и служат материалом для средневековой христианской историографии.