Словарь античности

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, третья сту­пень антич­но­го вос­пи­та­тель­но­го про­цес­са, сле­до­вав­шая за эле­мен­тар­ным и сред­ним зве­нья­ми обу­че­ния. На этом выс­шем эта­пе изу­ча­ли в первую оче­редь фило­со­фию (впер­вые у Пла­то­на), а затем рито­ри­ку (впер­вые у Исо­кра­та). В элли­ни­сти­че­ское вре­мя фило­со­фия и рито­ри­ка сопер­ни­ча­ли — обе дис­ци­пли­ны пре­тен­до­ва­ли на то, что спо­соб­ны дать чело­ве­ку все­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние. Но посте­пен­но наме­ти­лось пере­ми­рие, бла­го­да­ря кото­ро­му фило­со­фы частич­но вклю­чи­ли в свои учеб­ные про­грам­мы рито­ри­ку, а рито­ры — фило­со­фию. Неред­ко обе дис­ци­пли­ны изу­ча­лись парал­лель­но, при­чем в Гре­ции пре­об­ла­да­ло фило­соф­ское, а в Риме — рито­ри­че­ское направ­ле­ние выс­ше­го обра­зо­ва­ния. Прак­ти­че­ской целью его в Гре­ции была меди­ци­на, а в Риме — пра­во­веде­ние. В извест­ной мере это слу­жи­ло про­фес­сио­наль­ной под­готов­ке. В клас­си­че­ский пери­од выс­шее обра­зо­ва­ние было пол­но­стью част­ным и в осно­ве его лежа­ли лич­ные отно­ше­ния учи­те­ля и уче­ни­ка, что, одна­ко, не исклю­ча­ло очень высо­кой пла­ты за обу­че­ние (напри­мер, у Исо­кра­та). Про­дол­жи­тель­ность выс­ше­го обра­зо­ва­ния мог­ла быть самой раз­лич­ной и коле­ба­лась от года до деся­ти лет. Выпуск­ных экза­ме­нов не было. Со 2 в. н. э. наряду с част­ным посте­пен­но начи­на­ет раз­ви­вать­ся обще­ст­вен­ное выс­шее обра­зо­ва­ние. Его цен­тра­ми ста­но­вят­ся Рим, Афи­ны, поз­же Кон­стан­ти­но­поль, Алек­сан­дрия, Берит (ныне Бей­рут) и Антио­хия, где были осно­ва­ны государ­ст­вен­ные кафед­ры рито­ри­ки и фило­со­фии. Здесь изу­ча­лись так­же грам­ма­ти­ка и юрис­пруден­ция. В этих горо­дах воз­ник­ла свое­об­раз­ная студен­че­ская жизнь с твер­ды­ми пра­ви­ла­ми и обы­ча­я­ми, кото­рые частич­но дошли до наше­го вре­ме­ни.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭПОХА • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА