Словарь античности

ГАРМОНИЯ, пони­ма­лась гре­ка­ми как основ­ная чер­та бытия вооб­ще, как диа­лек­ти­че­ское един­ство борю­щих­ся про­ти­во­по­лож­но­стей, как един­ство в мно­го­об­ра­зии. Гар­мо­ния не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко искус­ст­вом, она харак­тер­на для всех удав­ших­ся его про­из­веде­ний. Вме­сте с сим­мет­ри­ей, поряд­ком и мерой гар­мо­ния состав­ля­ет осно­вы пре­крас­но­го. Она явля­ет­ся ско­рее харак­те­ри­сти­кой содер­жа­ния и внут­рен­не­го стро­е­ния явле­ния, пред­ме­та, чем внеш­ней фор­мой, поэто­му про­яв­ле­ние гар­мо­нии име­ет вто­рич­ное зна­че­ние. Образ­цом для гар­мо­нии про­из­веде­ний искус­ства явля­ет­ся гар­мо­ния в кос­мо­се и при­ро­де, гар­мо­нич­ный чело­век, кото­рый, обла­дая духов­ной и физи­че­ской силой рав­но­мер­но, в еди­ной систе­ме раз­ви­ва­ет свои спо­соб­но­сти, а так­же недо­сти­жи­мая на прак­ти­ке гар­мо­ния обще­ст­вен­ных отно­ше­ний в поли­се, кото­рая долж­на фор­ми­ро­вать­ся обще­ст­вом сво­бод­ных рав­но­прав­ных граж­дан, разу­ме­ет­ся, за исклю­че­ни­ем рабов. В гар­мо­нии кос­мо­са и поли­са, по гре­че­ским пред­став­ле­ни­ям, вклю­ча­ют­ся так­же и боги. Клас­со­вый харак­тер пони­ма­ния антич­ной гар­мо­нии про­яв­ля­ет­ся в том, что она под­ра­зу­ме­ва­ет толь­ко сво­бод­ных и исклю­ча­ет рабов.

См. также:
ГАРМОНИЯ (Словарь античности)
ГАРМОНИЯ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРЕТРИКИ, ЕРЕТРИКИ • АГНОЗИЯ • ЕВДАМОНИЗМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА