ГАРМОНИЯ СФЕР (от греч. sphaira — шар), учение о числовых соотношениях между планетами и связующей их тонической системе, возникшее на Древнем Востоке. Пифагорейцы перенесли это учение на греческую почву. Согласно ему, небесные тела, движущиеся в космосе, через определенные гармонически упорядоченные интервалы издают звуки, которые постоянно воздействуют на нас, однако мы не воспринимаем их. Планеты удалены друг от друга на дистанции с интервалами семи — или восьмитоновой гаммы. Существовали две точки зрения относительно соответствия высоты тона расположению планет: первоначально наиболее отдаленные небесные тела обозначались самым маленьким числом, и с ними были связаны наиболее низкие ступени звукоряда; позднее большая скорость движения отдаленных небесных тел позволила соотнести их с большими числовыми величинами и высокими ступенями звукоряда. Представление о связи музыки и космоса было распространено уже в Древнем Египте и Вавилоне, Индии и Китае. В соответствии с этим представлением не только планеты (пять или семь), но и смена времен года, система элементов находятся в гармонической связи. Гармония сфер влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные формы. Гармония сфер в узком смысле, т. е. соответствие небесных тел музыкальным интервалам, в Греции была первоначально введена в теологической концепции, впоследствии под них был подведен фундамент физико-акустических теорий (Архит, Евдокс, Платон, критические замечания Аристотеля). В конце концов учение о гармонии сфер было систематизировано и мистически воспринято неопифагорейцами и неоплатониками эллинистических и римских периодов, став излюбленной темой их трудов. Христианская мысль через отцов церкви, философов и ученых-теоретиков средневековья также восприняла учение о гармонии сфер. Согласно античным и средневековым представлениям, числовая гармония пронизывает мировое пространство, макрокосм, а также человеческую душу, микрокосм, тогда как чувственно воспринимаемая музыка, производимая звучащими инструментами, является только отражением музыки сфер. Астроном Кеплер пытался научно обосновать гармонию сфер, исследуя соотношения угловых скоростей планет («Harmonices Mundi» — «Учение о гармонии мира», 1619), тогда как поэты — Шекспир («Венецианский купец»), Гёте («Фауст») и романтики — стремились дать новую жизнь древнему учению.