Словарь античности

ГЕГЕЛЬ Георг Виль­гельм Фри­дрих (1770—1831), фило­соф. Во вре­мя обу­че­ния в Тюбин­ген­ском уни­вер­си­те­те Гегель кри­ти­че­ски про­ти­во­по­став­лял антич­ную (иде­а­ли­зи­ро­ван­ную) демо­кра­тию совре­мен­ной фео­даль­ной обста­нов­ке и леле­ял уто­пи­че­ские надеж­ды на вос­ста­нов­ле­ние антич­ных обще­ст­вен­ных отно­ше­ний, что сде­ла­ло бы воз­мож­ным новый рас­цвет искус­ства. В более позд­них пред­став­ле­ни­ях Геге­ля антич­ность ста­ла рас­це­ни­вать­ся как фаза исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия, кото­рую необ­хо­ди­мо было пре­одо­леть («Фено­ме­но­ло­гия духа»). Лишь антич­ное искус­ство было абсо­лю­ти­зи­ро­ва­но Геге­лем в каче­стве выс­ше­го образ­ца (уче­ние о сту­пе­нях в раз­ви­тии абсо­лют­но­го духа). В фило­со­фии исто­рии Геге­ля антич­ность рас­смат­ри­ва­ет­ся как сту­пень «про­грес­са духа в созна­нии сво­бо­ды». Мно­гие его сочи­не­ния (напри­мер, «Эсте­ти­ка») дают вели­ко­леп­ный ана­лиз явле­ний эпо­хи антич­но­сти. Гегель создал суще­ст­вен­ные осно­вы для иссле­до­ва­ния исто­рии антич­ной фило­со­фии («Лек­ции по исто­рии фило­со­фии»).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БУЗОЛЬТ • ВИЛЬКЕН • ВИГАНД • ГАМИЛЬТОН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА