ГЁЛЬДЕРЛИН Фридрих (1770—1843), поэт позднего классицизма. Получил в Тюбингене основательные знания по античной культуре. На его представление о греках оказал влияние И. Винкельман. Ранняя лирика, героические гимны и элегии Гёльдерлина, на которых учились Клопшток и Шиллер, воспевали античность и оплакивали гибель этого золотого века. Возрождение античной формы оды отражает стремление Гёльдерлина к простоте, которая должна постоянно сочетаться с возвышенным содержанием. «Отечественные песни» рисуют идеальный образ Германии как возрожденной Древней Греции. В антико-мифологических картинах (культ Диониса) Гёльдерлин выражает стремление человека к воссоединению с природой и с богами. Роман в письмах «Гиперион» (1797—1799) отражает переживания юного грека, навеянные ландшафтом и античным искусством, из которых юноша черпает силы для борьбы за свободу и любовь. Разочаровавшись в жизни, герой находит мир и утешение в божественной природе, воплощенной в Диотиме. Фрагмент драмы «Смерть Эмпедокла» изображает любимца богов, который становится добычей Гибриса и в качестве жертвы искупления добровольно идет на смерть. Смерть Диониса расценивается как высшее утверждение жизни, ибо она сохраняет красоту и достоинство. Переводы Софокла, сделанные Гёльдерлином («Эдип—тиран», «Антигона») сохранили свое значение до настоящего времени (воссозданы Г. Мюллером и Б. Брехтом).
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.