Словарь античности

ГЁЛЬДЕРЛИН Фри­дрих (1770—1843), поэт позд­не­го клас­си­циз­ма. Полу­чил в Тюбин­гене осно­ва­тель­ные зна­ния по антич­ной куль­ту­ре. На его пред­став­ле­ние о гре­ках ока­зал вли­я­ние И. Вин­кель­ман. Ран­няя лири­ка, геро­и­че­ские гим­ны и эле­гии Гёль­дер­ли­на, на кото­рых учи­лись Клоп­шток и Шил­лер, вос­пе­ва­ли антич­ность и опла­ки­ва­ли гибель это­го золо­то­го века. Воз­рож­де­ние антич­ной фор­мы оды отра­жа­ет стрем­ле­ние Гёль­дер­ли­на к про­сто­те, кото­рая долж­на посто­ян­но соче­тать­ся с воз­вы­шен­ным содер­жа­ни­ем. «Оте­че­ст­вен­ные пес­ни» рису­ют иде­аль­ный образ Гер­ма­нии как воз­рож­ден­ной Древ­ней Гре­ции. В анти­ко-мифо­ло­ги­че­ских кар­ти­нах (культ Дио­ни­са) Гёль­дер­лин выра­жа­ет стрем­ле­ние чело­ве­ка к вос­со­еди­не­нию с при­ро­дой и с бога­ми. Роман в пись­мах «Гипе­ри­он» (1797—1799) отра­жа­ет пере­жи­ва­ния юно­го гре­ка, наве­ян­ные ланд­шаф­том и антич­ным искус­ст­вом, из кото­рых юно­ша чер­па­ет силы для борь­бы за сво­бо­ду и любовь. Разо­ча­ро­вав­шись в жиз­ни, герой нахо­дит мир и уте­ше­ние в боже­ст­вен­ной при­ро­де, вопло­щен­ной в Дио­ти­ме. Фраг­мент дра­мы «Смерть Эмпе­док­ла» изо­бра­жа­ет любим­ца богов, кото­рый ста­но­вит­ся добы­чей Гиб­ри­са и в каче­стве жерт­вы искуп­ле­ния доб­ро­воль­но идет на смерть. Смерть Дио­ни­са рас­це­ни­ва­ет­ся как выс­шее утвер­жде­ние жиз­ни, ибо она сохра­ня­ет кра­соту и досто­ин­ство. Пере­во­ды Софок­ла, сде­лан­ные Гёль­дер­ли­ном («Эдип—тиран», «Анти­го­на») сохра­ни­ли свое зна­че­ние до насто­я­ще­го вре­ме­ни (вос­со­зда­ны Г. Мюл­ле­ром и Б. Брех­том).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА