Словарь античности

ГЁТЕ Иоганн Вольф­ганг (1749—1832), клас­сик немец­кой лите­ра­ту­ры. Сле­дуя моде, в годы обу­че­ния в Лейп­ци­ге писал ана­кре­он­ти­че­ские сти­хи и неболь­шие дра­мы, был зна­ком с иде­я­ми Вин­кель­ма­на. В Страс­бург И. Гер­дер при­влек его вни­ма­ние к Гоме­ру и Софо­клу. В дра­ма­ти­че­ском фраг­мен­те и оде (1793) Гёте исполь­зо­вал антич­ный мате­ри­ал леген­ды о Про­ме­тее, стре­мясь выра­зить борь­бу инди­виду­у­ма за свою сво­бо­ду и пра­во на раз­ви­тие твор­че­ской лич­но­сти. В «Гани­меде» как кон­траст в центр постав­ле­на пре­дан­ность вла­сте­ли­ну мира. В 1787 завер­ши­лась окон­ча­тель­ная редак­ция «Ифи­ге­нии». В то вре­мя как у Еври­пида реше­ние кон­флик­та осу­ществля­лось путем вме­ша­тель­ства боги­ни, у Гёте чисто чело­ве­че­ские чер­ты одер­жи­ва­ют победу над нена­ви­стью и пред­рас­суд­ка­ми. Во вре­мя поезд­ки в Ита­лию в 1786—1788 Гёте зани­мал­ся преж­де все­го про­из­веде­ни­я­ми антич­но­го искус­ства и архи­тек­ту­ры, что дало ему воз­мож­ность сфор­му­ли­ро­вать зада­чи искус­ства — познать и выра­зить необ­хо­ди­мое, суще­ст­вен­ное, истин­ное в при­ро­де. В 1788 созда­ют­ся «Рим­ские эле­гии» в сти­хотвор­ном раз­ме­ре и сти­ле, при­су­щем антич­но­сти. Офор­мив­ши­е­ся под вли­я­ни­ем Вин­кель­ма­на и путе­ше­ст­вия в Ита­лию взгляды Гёте об искус­стве изло­же­ны им в «Про­пи­ле­ях» (1798—1800) и раз­лич­ных ста­тьях: «Вин­кель­ман и его век» (1805), «О Лао­ко­оне» (1794), «Антич­ность и совре­мен­ность» (1818). В напи­сан­ных в фор­ме гре­че­ских идил­лий «Алек­си­се и Доре» и «Гер­мане и Доро­тее» (1798) Гёте про­слав­ля­ет кра­соту здо­ро­вья и люб­ви, кото­рые созда­ют внут­рен­нюю и внеш­нюю гар­мо­нию. Эпос «Рей­не­ке-Лис» (1793) зву­чит в гоме­ров­ском гекза­мет­ре. Во вре­мя вто­рой поезд­ки Гёте в Ита­лию (1796) созда­ют­ся «Вене­ци­ан­ские эпи­грам­мы», кото­рые по фор­ме при­мы­ка­ют к Мар­ци­а­лу. Сов­мест­но с Ф. Шил­ле­ром Гёте орга­ни­зу­ет в 1797 в фор­ме антич­но­го дисти­ха пол­ный юмо­ра и серь­ез­но­сти суд над совре­мен­ной лите­ра­ту­рой в «Ксе­ни­ях». Так­же в сотруд­ни­че­стве с Шил­ле­ром в 1797 напи­са­ны несколь­ко бал­лад на антич­ном мате­ри­а­ле. Эпи­че­ский фраг­мент «Ахилл» (1798) был попыт­кой под­ра­жа­ния язы­ку и сти­лю Гоме­ра, тогда как в алле­го­рии «Пан­до­ра» (1808) замет­на внут­рен­няя собран­ность и сосре­дото­чен­ность. Послед­нее обра­ще­ние к антич­но­му миру име­ло место во II части «Фау­ста». В клас­си­че­ской Валь­пур­ги­е­вой ночи появ­ля­ет­ся пест­рый рой гре­че­ской духов­ной при­ро­ды и богов, гре­че­ские фило­со­фы деба­ти­ру­ют о миро­со­зидаю­щих пер­во­быт­ных силах, в то вре­мя как Фауст неустан­но ищет Еле­ну, образ антич­ной идеи кра­соты. Во мно­гих поэ­мах и тео­ре­ти­че­ских сочи­не­ни­ях Гёте на пере­д­ний план выдви­га­ет­ся клас­си­че­ское пред­став­ле­ние о чело­веч­но­сти, явля­ю­ще­е­ся резуль­та­том изу­че­ния при­ро­ды и при­ло­жен­ное к искус­ству антич­но­сти. Это поня­тие ста­вит в центр чело­ве­ка как выс­шую сту­пень при­ро­ды с осо­бым акцен­том на его отно­ше­ние к обще­ству. Иде­ал жиз­ни, когда при­ро­да нахо­дит­ся в согла­сии с разу­мом, Гёте, как и дру­гие немец­кие клас­си­ки, видел осу­щест­влен­ным в антич­но­сти.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • КИПРИАН Тасций Цецилий •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА