ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749—1832), классик немецкой литературы. Следуя моде, в годы обучения в Лейпциге писал анакреонтические стихи и небольшие драмы, был знаком с идеями Винкельмана. В Страсбург И. Гердер привлек его внимание к Гомеру и Софоклу. В драматическом фрагменте и оде (1793) Гёте использовал античный материал легенды о Прометее, стремясь выразить борьбу индивидуума за свою свободу и право на развитие творческой личности. В «Ганимеде» как контраст в центр поставлена преданность властелину мира. В 1787 завершилась окончательная редакция «Ифигении». В то время как у Еврипида решение конфликта осуществлялось путем вмешательства богини, у Гёте чисто человеческие черты одерживают победу над ненавистью и предрассудками. Во время поездки в Италию в 1786—1788 Гёте занимался прежде всего произведениями античного искусства и архитектуры, что дало ему возможность сформулировать задачи искусства — познать и выразить необходимое, существенное, истинное в природе. В 1788 создаются «Римские элегии» в стихотворном размере и стиле, присущем античности. Оформившиеся под влиянием Винкельмана и путешествия в Италию взгляды Гёте об искусстве изложены им в «Пропилеях» (1798—1800) и различных статьях: «Винкельман и его век» (1805), «О Лаокооне» (1794), «Античность и современность» (1818). В написанных в форме греческих идиллий «Алексисе и Доре» и «Германе и Доротее» (1798) Гёте прославляет красоту здоровья и любви, которые создают внутреннюю и внешнюю гармонию. Эпос «Рейнеке-Лис» (1793) звучит в гомеровском гекзаметре. Во время второй поездки Гёте в Италию (1796) создаются «Венецианские эпиграммы», которые по форме примыкают к Марциалу. Совместно с Ф. Шиллером Гёте организует в 1797 в форме античного дистиха полный юмора и серьезности суд над современной литературой в «Ксениях». Также в сотрудничестве с Шиллером в 1797 написаны несколько баллад на античном материале. Эпический фрагмент «Ахилл» (1798) был попыткой подражания языку и стилю Гомера, тогда как в аллегории «Пандора» (1808) заметна внутренняя собранность и сосредоточенность. Последнее обращение к античному миру имело место во II части «Фауста». В классической Вальпургиевой ночи появляется пестрый рой греческой духовной природы и богов, греческие философы дебатируют о миросозидающих первобытных силах, в то время как Фауст неустанно ищет Елену, образ античной идеи красоты. Во многих поэмах и теоретических сочинениях Гёте на передний план выдвигается классическое представление о человечности, являющееся результатом изучения природы и приложенное к искусству античности. Это понятие ставит в центр человека как высшую ступень природы с особым акцентом на его отношение к обществу. Идеал жизни, когда природа находится в согласии с разумом, Гёте, как и другие немецкие классики, видел осуществленным в античности.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.