Словарь античности

ГИДРОТЕХНИКА. О зна­че­нии антич­ной гид­ро­тех­ни­ки свиде­тель­ст­ву­ют сохра­нив­ши­е­ся спе­ци­аль­ные сочи­не­ния (Фрон­тин и др.). Водо­снаб­же­ние осу­ществля­лось при помо­щи акве­ду­ков и тру­бо­про­во­дов; неко­то­рые из них, напри­мер на Само­се, про­хо­ди­ли через тун­не­ли. Стро­и­тель­ство тун­не­ля на Само­се, нача­тое ок. 535 до н. э. Эвпа­ли­ном Мегар­ским одно­вре­мен­но с двух сто­рон, достиг­ло цели толь­ко после исправ­ле­ния неболь­шой ошиб­ки в изме­ре­ни­ях, не поз­во­ляв­шей встре­тить­ся про­дви­гав­шим­ся навстре­чу друг дру­гу рабо­чим. При­ме­няв­ши­е­ся в водо­про­во­дах водо­на­пор­ные устрой­ства состо­я­ли из встав­ляв­ших­ся друг в дру­га кони­че­ских гли­ня­ных труб, при­чем высота водя­но­го стол­ба дости­га­ла в Пер­га­ме 160 м, что соот­вет­ст­ву­ет дав­ле­нию в 16 атмо­сфер = 1589000 па. Рим­ляне в 134 до н. э. дове­ли в Ала­три раз­ни­цу уров­ней воды до 101 м. Подоб­ные систе­мы исполь­зо­ва­лись для при­веде­ния в дей­ст­вие фон­та­нов и ним­фе­ев (рос­кош­ные и слож­но устро­ен­ные фон­та­ны в Риме импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни), осна­щен­ные кас­ка­да­ми. Для отво­да воды стро­и­лись отвод­ные кана­лы; часто исполь­зо­ва­лась испы­тан­ная тыся­че­ле­ти­я­ми в сель­ском хозяй­стве систе­ма отвод­ных рвов и запруд. Древ­ней­ший извест­ный нам тех­ни­че­ский чер­теж водо­про­вод­ной сети был сде­лан в Файю­ме во вре­мя нахож­де­ния там на долж­но­сти глав­но­го инже­не­ра Клео­на, т. е. до 253 до н. э. Меж­ду людь­ми, брав­ши­ми воду из одно­го и того же оро­си­тель­но­го кана­ла (ri­vus), неред­ко воз­ни­ка­ли спо­ры и сопер­ни­че­ство, откуда латин­ское сло­во ri­va­lis — сопер­ник. В антич­ное вре­мя при­ме­ня­лись, в част­но­сти для уда­ле­ния воды из трю­мов кораб­лей, подъ­ем­ни­ки непре­рыв­но­го дей­ст­вия. Основ­ны­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми для под­ня­тия воды были чер­паль­ные коле­са и архи­медов винт, слу­жив­шие как для оро­ше­ния, так для снаб­же­ния питье­вой водой. В горо­дах потен­ци­аль­ная энер­гия под­ня­той над уров­нем зем­ли воды употреб­ля­лась для смы­ва­ния фека­лий, гря­зи из ското­бо­ен, из сук­но­валь­ных мастер­ских и про­чих ремес­лен­ных отхо­дов. В гор­но­руд­ном деле для гра­ви­та­ци­он­но­го обо­га­ще­ния полез­ных иско­пае­мых стро­и­лись мно­го­чис­лен­ные отстой­ные соору­же­ния, самые круп­ные из кото­рых при­ме­ня­лись для гид­рав­ли­че­ской обра­бот­ки золо­то­со­дер­жа­щей поро­ды на золо­то­нос­ных копях Испа­нии. Пер­во­на­чаль­но рим­ляне заим­ст­во­ва­ли гид­ро­тех­ни­ку у гре­ков и этрус­ков, но вско­ре пре­взо­шли сво­их учи­те­лей, при­сту­пив к круп­но­мас­штаб­но­му стро­и­тель­ству акве­ду­ков. В нача­ле нашей эры рим­ля­нам уда­лось осу­ще­ст­вить прин­цип под­ни­ма­ния воды водой: было изо­бре­те­но боль­шое водя­ное коле­со с закреп­лен­ны­ми на нем лопа­стя­ми, сила уда­ра теку­щей воды о кото­рые созда­ва­ла настоль­ко зна­чи­тель­ный кру­тя­щий момент, что коле­со лег­ко под­ни­ма­ло воду в уста­нов­лен­ных на нем чер­па­ках. Кро­ме того, рим­ляне скон­струи­ро­ва­ли при­вод водя­но­го коле­са, исполь­зо­вав­ший­ся в водя­ных мель­ни­цах. Мощ­ность тако­го при­во­да, уста­нов­лен­но­го в Вен­аф­ре, состав­ля­ла при­бли­зи­тель­но 150 кг зер­на в час (2 раба, обслу­жи­вав­шие руч­ную мель­ни­цу, обра­ба­ты­ва­ли 7 кг зер­на в час). Кас­кад из 32 мель­нич­ных устройств близ Бар­бе­га­ля неда­ле­ко от Арля (Гал­лия) обра­ба­ты­вал при­бли­зи­тель­но 28 т зер­на в сут­ки. В 4 в. н. э. на р. Мозель были уста­нов­ле­ны кам­не­рез­ные пилы, снаб­жен­ные устрой­ст­вом для пре­об­ра­зо­ва­ния вра­ща­тель­но­го дви­же­ния водя­но­го коле­са в посту­па­тель­ное дви­же­ние лез­вия пилы. Нали­вав­ша­я­ся в неболь­шие резер­ву­а­ры вода исполь­зо­ва­лась в при­во­дах часов и авто­ма­тов.


Гид­ро­тех­ни­ка:
a — тун­нель Эвпа­ли­на. Свер­ху: про­доль­ный раз­рез и очер­та­ния тун­не­ля водо­про­во­да о. Само­са, вни­зу: раз­рез тун­не­ля в месте соеди­не­ния обе­их што­лен (рекон­струк­ция по Х. Виль­сдор­фу и дру­гим источ­ни­кам): 1 — верх­няя штоль­ня, про­веден­ная от источ­ни­ка по направ­ле­нию к горо­ду, 2 — попе­ре­ч­ная штоль­ня, 3 — ниж­няя штоль­ня (ука­за­но направ­ле­ние на город);
b — запруда для обо­га­ще­ния руды в гор­но­руд­ном бас­сейне Лаври­о­на: 1 — запруда, 2 — отстой­ник глу­би­ной 3 м, 3 — резер­ву­ар глу­би­ной 1,5 м, 4 — выпуск воды для про­мыв­ки руды;
c — попе­ре­ч­ный раз­рез ков­шо­во­го эле­ва­то­ра, исполь­зо­вав­ше­го­ся в каче­стве кора­бель­ной пом­пы: 1 — нахо­дя­щий­ся в воде ниж­ний бара­бан, 2 — напол­нен­ные ков­ши, укреп­лен­ные на туго натя­ну­той цепи, 3 — верх­ний бара­бан, 4 — место при­креп­ле­ния руко­я­ти махо­ви­ка, 5 — пустые ков­ши, дви­жу­щи­е­ся на цепи вниз (наход­ки в оз. Неми);
d — кони­че­ские гли­ня­ные тру­бы, встав­ля­ю­щи­е­ся друг в дру­га;
e — ватер­кло­зет над кол­лек­то­ром сточ­ных вод, перед ним — желоб­ки со све­жей водой для под­мы­ва­ния и мытья рук (со схе­мы в Рим­ско-гер­ман­ском цен­траль­ном музее, Майнц).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЗАТМЕНИЕ, ЭКЛИПСИС • БРУМА • БООТ • ГИДРОСТАТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Карниз с водосточным желобом (симой) и водоотводом в виде львиной головы.
Песчаник.
510 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
2. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Башня Ветров.
Сер. I в. до н. э.
Афины, Башня Ветров.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Акведук (схема работы).
4. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Сточный канал под главной улицей Гиппона-Регия, покрытый плитами.

Гиппон-Регий.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Выход Большой Клоаки (Cloaca Maxima) в Тибр.

Рим.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр. Лестничный пролет с водостоком.
I в.
Верона.
7. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Рим.
Водопроводная труба (фистула) с клеймом изготовителя.
Свинец.
Сполето, Городской археологический музей.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Внутри Большой клоаки (Cloaca Maxima).

Рим.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Остатки храма Кастора (или Диоскуров).
Вид со стороны храма Весты.
Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА