ГИМНАСИЙ (от греч. gymnos — обнаженный). У греков гимнасии были прежде всего помещениями для физического воспитания (гимнастики), где упражнялись в обнаженном виде. Здесь имелся просторный двор, окруженный колонными залами, залами для занятий с бассейнами. После Пелопоннесской войны, когда всеобщая воинская обязанность стала постепенно заменяться наемным войском, физическая подготовка юношества потеряла свое прежнее значение, а с появлением профессионального спорта отступило на задний план и общее гимнастической воспитание. Гимнасии стали использоваться как высшие учебные заведения (места для образования). Позднее в гимнасиях выступали с докладами философы. После заимствования греческого образования римляне стали называть гимнасиями свои школы schola (от греч. schole — досуг, отсюда происходит первое общее обозначение школы в средневековье), позднее — студиум. Возникавшие в Италии и Франции университеты обычно именовались Studium generale или Universitas, иногда назывались гимнасиями или академиями. Постепенно городские латинские школы, предполагавшие более широкое, чем обычно, обучение, стали называться гимнасиями. Позже их называли Gimnasium academicum, часть этих учебных заведений развилась в университеты. Распространившееся к концу 18 в. повсеместно название «гимнасий» было введено с 1788. Постановлением 1812 в Пруссии оно было присвоено тем школам, окончание которых давало право поступления в университет. В. Гумбольдт выдвинул требование поставить в качестве цели обучения в гимнасии обеспечение гармоничного развития. Гимнасий как единственная форма средней школы, которая готовила к университетскому обучению, приняла характер сословной школы привилегированных слоев, а образование стало привилегией господствующих классов.