Словарь античности

ГИППОКРАТ (греч. Hip­pok­ra­tes, лат. Hip­poc­ra­tes).

1. Гип­по­крат из Коса (ок. 460 — ок. 370 до н. э.), умер в Лари­се (Фес­са­лия), гре­че­ский врач из семьи потом­ст­вен­ных вра­чей. Родо­слов­ное дере­во этой семьи берет свое нача­ло от бога-цели­те­ля Аскле­пия. Как осно­ва­тель науч­ной меди­ци­ны, Гип­по­крат при­над­ле­жал к наи­бо­лее зна­чи­тель­ным вра­чам антич­но­сти, о его жиз­ни сло­же­ны мно­го­чис­лен­ные леген­ды. Из 58 сочи­не­ний, соста­вив­ших «Cor­pus Hip­poc­ra­ti­cum» и содер­жав­ших уче­ния раз­лич­ных меди­цин­ских школ, нель­зя ука­зать с уве­рен­но­стью ни на одно как при­над­ле­жа­щее имен­но Гип­по­кра­ту. Все эти сочи­не­ния были напи­са­ны в 5 в. до н. э. — 1 в. н. э., одна­ко боль­шин­ство их отно­си­лись к 5—4 вв. до н. э. С меди­ци­ной Гип­по­кра­та завер­шил­ся пере­ход от рели­ги­оз­но-мисти­че­ских пред­став­ле­ний о всех про­цес­сах, свя­зан­ных со здо­ро­вьем и болез­ня­ми чело­ве­ка, к нача­то­му ионий­ски­ми натур­фи­ло­со­фа­ми их рацио­наль­но­му объ­яс­не­нию. Гип­по­крат счи­тал, что болез­ни не посла­ны богом («О свя­щен­ных болез­нях»), а обу­слов­ле­ны вполне объ­яс­ни­мы­ми при­чи­на­ми, напри­мер вли­я­ни­ем окру­жаю­ще­го мира («О возду­хе, воде и мест­но­сти»). По уче­нию Гип­по­кра­та, здо­ро­вье чело­ве­ка поко­ит­ся на пра­виль­ном соче­та­нии четы­рех телес­ных соков: кро­ви, мок­роты, жел­той и чер­ной жел­чи («О при­ро­де чело­ве­ка»), нару­ше­ние это­го соче­та­ния озна­ча­ет болезнь, по про­ше­ст­вии кото­рой бла­го­да­ря про­цес­сам в кро­ви вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся пра­виль­ное соче­та­ние соков (т. е. вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся здо­ро­вье). Вра­чи шко­лы Гип­по­кра­та виде­ли свои зада­чи в том, чтобы лечить чело­ве­ка есте­ствен­ным путем (phy­sis) — обес­пе­чи­вая моби­ли­за­цию сил его орга­низ­ма для вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья. Тща­тель­ные наблюде­ния за боль­ным, при­ко­ван­ным к посте­ли, и изу­че­ние инди­виду­аль­ных осо­бен­но­стей каж­до­го паци­ен­та ока­зы­ва­ли им неоце­ни­мую помощь (prog­nos­ti­kon). Назна­чае­мые вра­ча­ми тера­пев­ти­че­ские меры огра­ни­чи­ва­лись, в сущ­но­сти, пред­пи­са­ни­я­ми соблюдать дие­ту и исполь­зо­вать есте­ствен­ные цели­тель­ные сред­ства. В хирур­гии, осо­бен­но кост­ной, при­ме­ня­лось опе­ра­тив­ное вме­ша­тель­ство. Уче­ние Гип­по­кра­та о соках ока­за­ло боль­шое вли­я­ние на пред­став­ле­ния меди­ков эпо­хи антич­но­сти и сред­не­ве­ко­вья и в слег­ка моди­фи­ци­ро­ван­ной фор­ме — на пред­став­ле­ния меди­ков вплоть до 19 в. Тща­тель­но раз­ра­ботан­ная Гип­по­кра­том эти­ка вра­чей в отно­ше­нии паци­ен­тов, кото­рая при­ня­та и в наши дни в каче­стве осно­вы поведе­ния вра­ча, нашла свое выра­же­ние в т. н. «клят­ве Гип­по­кра­та».

2. Гип­по­крат из Хиоса (440 до н. э.), гре­че­ский мате­ма­тик, автор труда «Эле­мен­ты». До наше­го вре­ме­ни дошел фраг­мент об опре­де­ле­нии пло­ща­ди поверх­но­стей т. н. «луно­чек» (квад­ра­ту­ра «луноч­ки»), для кото­рых с помо­щью цир­ку­ля и линей­ки мож­но постро­ить рав­но­ве­ли­кие кон­струк­ции.


Гип­по­крат. Гип­по­крат из Хиоса. Вид «луно­чек» Гип­по­кра­та. «Луноч­ка» M1 име­ет оди­на­ко­вую пло­щадь с тре­уголь­ни­ком ADC, сле­до­ва­тель­но, может быть квад­ри­ро­ва­на цир­ку­лем и линей­кой.

См. также:
ГИППОКРАТ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭРУЦИИ • ДАМАРЕТА • КУРИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Философ-стоик Клеанф (333—231 гг. до н. э.)?
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Высота 26 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Философ-стоик Клеанф (333—231 гг. до н. э.)?
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Высота 26 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Философ-стоик Клеанф (333—231 гг. до н. э.)?
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Высота 26 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА