ГНОСИС (греч. познание, знание), религиозное течение поздней античности, в котором восточное, в том числе иудейское, понимание бытия соединялось с эллинистическим, причем последнее одерживало верх благодаря обогащению его идеями персидско-иранских верований. Для гносиса характерен строгий дуализм. Мир и человек рассматривались как две антагонистически противоположные части. Тело и материя, как и космос, трактовались как творение и область господства Демиурга. Последний приравнивался к библейскому богу-творцу. Душа и дух считались созданием и сферой деятельности бога света, спасителя. Бог-творец вступал в борьбу с силами тьмы и в конце концов побеждал их. Согласно учению гносиса, спасение человека заключается в осознании им, что его душа, его первичное «Я» — часть божественной световой материи, которая стремится к возвращению в потусторонний мир света, где она зародилась. Познание открывается человеку через спасителя (греч. phostere — освещающий). Представители различных сект (мандеев, манихеев, поклонников Сета, симониан или герметиков) именовали спасителем своих богов: Мани, Сета, Гермеса Трисмегиста, Симона Мага, Сема или Зостриана, Иисуса, а также Иакова. После того как в Наг-Хаммади (Верхний Египет) была открыта коптская гностическая библиотека, впервые появилась возможность получить более полные представления о многочисленных сектах и трудах христианских гностиков.